Денег все больше, а дела все хуже

О нынешнем состоянии сельского хозяйства в России вообще и в Ярославской области в частности не пишет и не говорит нынче только ленивый. Нет ничего легче — ведь факты налицо. Разруха на бескрайних родных просторах стоит такая, что хан Мамай отдыхает. Как будто стая бомбардировщиков пронеслась над бывшими колхозами и совхозами — руины, развалины, догнивающая техника, зарастающие березняком посевные площади. А ведь было время, когда к возрождению сельского хозяйства привлекали и фермеров. По здравой логике должны бы мы нынче купаться в молоке и закусывать исключительно мясом. Но умом Россию не понять. Мясо мы в большом количестве завозим из-за бугра, скоро и молочную продукцию будем употреблять исключительно импортную. В один из теплых майских дней наши корреспонденты прокатились по землям Первомайского района, в застойные годы слывшего исключительно сельскохозяйственным.

Пришлось крестьянину

в суд обращаться

Некогда крестьянское хозяйство Виктора Александровича Шумова, расположенное неподалеку от его родного села Никола Гора, считалось одним из самых перспективных и процветающих. В первые же дни его фермерства ему отвалили бесплатно 15 га земли, дали трактор в аренду. Даже дорогу проложили к его владениям. Привычный к сельскому труду Виктор Александрович развернулся быстро — завел крупный рогатый скот, стал сеять овес, прикупил 70 га окрестного леса, оборудовал пасеку. Но недолго музыка играла.

Стал ощущать Шумов, что государство все больше и больше поворачивается к нему спиной. И прежде всего это стало заметно, когда начали падать закупочные цены на молоко и мясо и резко ползти вверх цены на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, значительно выросли налоги. Потом государство и вовсе засамоуправничало и отхватило у него весь его лес, даже не спросив на то согласия хозяина. Пришлось крестьянину в суд обращаться. Дело так до сих пор и таскают по судебным инстанциям. А от былого величия Шумова остались нынче лесопилка, несколько ульев да огородик, продукции которого хватает лишь на то, чтобы прокормить семью. Когда мы приехали в гости к Виктору Александровичу, он самолично вместе с подсобным рабочим пилил лес.

О том, чтобы расширяться,

и не думают

Ненамного лучше обстоят дела и в крестьянском хозяйстве Юрия Константиновича Петухова из села Новое. От его некогда крепкого двора остались всего 3 коровы, 18 телят, 22 курицы, собака Найда да кошка Машка. А с чего бы богатеть Петуховым и какой смысл вообще держать скотины и птицы больше, если закупочная цена молока составляет 9 рублей за литр, а литр солярки стоит 32 рубля? Тем и живут, что продают молоко селянам, а больше всего дачникам, которых в летний сезон здесь скапливается изрядное количество, а точнее сказать — половина деревни. Места-то здесь красивенные! Воздух такой, что хоть на хлеб намазывай. Некогда были в Новом школа, магазин. А нынче школу закрыли, магазин тоже. Дважды в неделю приезжает в деревню автолавка. Вот и вся цивилизация.

Судьба бычков и телочек, которых держат Петуховы, тоже под вопросом. Мясо нынче закупают по 200 рублей за килограмм с бычков, 180 рублей — с телочек. Самим-то на жизнь хватает, а вот о том, чтобы расширяться, и не думают, ибо опасаются Петуховы, что раз пошла такая пьянка, то, вероятнее всего, государство и впредь своими действиями будет только усугублять ситуацию.

 Дайте нам работать

 Не позавидуешь и сельскохозяйственным кооперативам. В СПК «Единение», например, расположенном вблизи села Коза, на сегодняшний день осталось 120 коров и 14 человек рабочих. Фермы требует незамедлительного ремонта, а делать-то его и не на что. Мужики, которые перекуривали у вагончика, когда мы к ним подъехали, давно, видимо, в глаза не видели людей, которым можно было бы пожаловаться на свою крестьянскую долю. А жалоба у них одна: «Дайте нам работать!» Это только большие чиновники усиленно пытаются убедить мировую общественность в том, что русский мужик ленив и работать не хочет. Хочет он работать, да работать ему негде. Да и не тянет как-то работать, если за пять месяцев текущего года Александр Николаевич Кулаков, один из рабочих «Единения», получил три с половиной тысячи рублей.

 Сидят, перемигиваются рабочие, забавляются с огромным белым красавцем псом по кличке Хан да цыганистой кошкой Муркой. «Последние дни доживаем, — говорят,- так хоть повеселиться напоследок».

Молоко — по 9,

а солярка — по 32

СПК «Луч», что расположено в Игнатцеве и которым руководит Владимир Николаевич Цырулев, придавлено налогами, которых висит нынче на хозяйстве 3,5 миллиона рублей. Кабы не эти миллионы — может, и выкарабкался бы Цырулев. Хозяйство у него небедное — около 3000 га

земли, 2 телятника, 2 фермы. Нынче засеял он 200 га овсом и пшеницей, 92 га — тимофеевкой и клевером. Спасибо, дали солярки в долг на 42 тысячи рублей. А чем будет расплачиваться Владимир Николаевич, коли мясо коров нынче идет живым весом по 60 рублей за килограмм? Да ведь его еще отвезти надо.

О Ярославле, до которого от Игнатцева поболе 150 километров будет, он уж и не поминает, овчинка выделки не стоит. Молоко он возит в Данилов: по 12 рублей 80 копеек за литр оценивает государство его молоко первого сорта, 9 рублей 90 копеек — второго сорта. И это при том, что литр солярки, напомню, стоит нынче порядка 32 рублей. Не стыдится родное отечество потом это же самое молоко, щедро разбавленное водицей, продавать по 30 рублей и выше в магазинах.

А на какие шиши строить?

 Невесело живется и самому крупному сельхозкооперативу Первомайского района «Ухтома», состоящему из девяти хозяйств, которым руководит Василий Иванович Смирнов. Все его фермы требуют незамедлительного ремонта. В феврале этого года под навалами снега рухнула крыша зерносушилки вблизи деревни Дыланово. Василий Иванович обратился к районным властям с просьбой помочь в восстановлении объекта. Районная власть пока безмолвствует и, судя по всему, будет безмолвствовать и дальше. Около двух лет назад у Василия Ивановича сгорела животноводческая ферма в деревне Шульгино. И уж если не удосужились ферму восстановить, то о зерносушилке и говорить не стоит. По-хорошему не восстанавливать бы это гнилье, а построить новые корпуса и фермы, и зерносушилки. А на какие шиши строить? И где при таком раскладе прикажете сушить будущий урожай?

Надежда еще не потеряна

 Ежегодно на финансирование сельского хозяйства в Ярославской области со стороны областного правительства отпускается от полутора до двух миллиардов рублей. Весь Первомайский район получает в год всех субсидий и дотаций на сумму три миллиона рублей. Понятно, что на эти деньги сильно не разгуляешься. Поголовье крупного рогатого скота во всем районе составляет сейчас 1403 коровы. Примерно столько в допереестроечный период содержалось всего в одном хозяйстве. Ввиду нищенского финансирования практически без ремонта остается техника, не говоря уж о пополнении парка сельхозмашин новым оборудованием, пустуют посевные площади, которые не только нечем засеять, но и негде потом хранить и перерабатывать полученную продукцию, гниют и рушатся объекты сельхозназначения. Средняя заработная плата на селе — 2 — 3 тысячи рублей.

 Путешествие по землям Первомайского района привело нас в великое уныние. Неужели в самом деле нет выхода, и остается только идти на дно с камнем на шее? О проекте строительства в Первомайском районе производственно-финансовой компанией «Николо-Горское» молочно-товарного комплекса на 1800 голов скота газета «Золотое кольцо» писала неоднократно. В 2011 году область заключила договор на строительство на землях Первомайского района этого комплекса, который мог бы решить проблему гибнущего сельского хозяйства в районе.

А когда строительная площадка была готова и от власти потребовалась конкретная помощь в виде залога под строительство, отцы-благодетели в любви отказали, предложив самой компании искать залоговую базу, спонсора, да хоть черта в ступе, ежели тот будет способен обеспечить залогом банковский кредит. В общем, дело встало, а теперь, похоже, и вообще разваливается на глазах как карточный домик. Земля под строительную площадку была выкуплена у СПК «Соть». Все годы, пока идут дебаты на тему быть или не быть крупному молочно-товарному комплексу на землях Первомайского района, СПК «Соть» арендует у ПФК «Николо-Горское» земли, подготовленные под строительство. Но уже довольно громко на уровне руководства района ведутся разговоры о том, чтобы СПК «Соть» выкупил обратно принадлежащие ему некогда земли. И когда это произойдет, тогда с идеей возрождения сельского хозяйства в Первомайском районе можно будет проститься.

 Информация к размышлению

 А напоследок в качестве информации к размышлению хочу привести несколько цифр. В 2004 году АПК области получил от государства 291 миллион рублей, в 2012 году — 1710,5 миллиона рублей, то есть примерно в 8 раз больше! Живи — не хочу! Однако поголовье крупного рогатого скота за это время почему-то упало с 76,3 тысячи до 51,5 тысячи голов, валовое производство молока — с 321,6 тысячи тонн до 260,3 тысячи тонн. Поголовье же скота в личных подсобных и фермерских хозяйствах за этот же период и вообще опустилось с 22,6 тысячи до 7,4 тысячи голов. Можно много рассуждать относительно того, почему же денег на развитие сельского хозяйства области государством отпускается все больше и больше, а сельское хозяйство Ярославщины все больше и больше приходит в упадок? В качестве комментария приведу анекдот: «Один богатенький Буратино перечислил детскому дому 1 миллион долларов, обсыпанных смертельно ядовитым веществом. Никто из детей не пострадал. Умерли три губернатора, пять мэров, десять народных депутатов».

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page