Программа для народа, а не наоборот

РЕАЛИЗАЦИЯ ГУБЕРНАТОРСКОЙ «СТРАТЕГИИ-2025» СВЯЗАНА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОППОЗИЦИИ ВО ВЛАСТЬ В начале лета 2012 года в Ярославле побывала довольно авторитетный специалист по вопросам социально-экономического развития регионов, доктор географических наук, научный сотрудник неправительственной организации американского фонда имени Г. Форда Наталья Зубаревич.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГУБЕРНАТОРСКОЙ «СТРАТЕГИИ-2025» СВЯЗАНА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОППОЗИЦИИ ВО ВЛАСТЬ

В начале лета 2012 года в Ярославле побывала довольно авторитетный специалист по вопросам социально-экономического развития регионов, доктор географических наук, научный сотрудник неправительственной организации американского фонда имени Г. Форда Наталья Зубаревич. В своих выступлениях перед ярославской аудиторией (профессорско-преподавательский состав, студенты, предприниматели) она обрисовала довольно мрачную картину будущего Ярославской области. Согласно ее концепции, вся Россия делится на 4 анклава.

В первый входят столичные города (Москва, Санкт-Петербург вместе с областями) и города от 500 тысяч до 1 млн человек. Это составляет 35 процентов к общей численности населения Российской Федерации. В них за последние два десятилетия в наибольшей степени подверглась трансформации промышленность —  в сторону резкого сокращения. Зато появился значительный сектор мелкого и среднего бизнеса, а также индустрия услуг (финансовые, торговые и развлекательные). В этом анклаве сложился довольно большой по размерам средний класс, который по сравнению с другими слоями населения более образован, креативен и конкурентоспособен. Здесь сосредоточено большое количество протестных людей, недовольных современным политическим режимом и условиями жизни в России.

Второй анклав включает города с населением от 20 до 500 тыс. человек (это — 25 процентов населения страны). В них сохранился в большей мере «советский уклад» жизни. Здесь сильно стремление поддержать прежние производства. Отсюда вытекает причина, почему в данных регионах в сравнительной степени неразвит малый и средний бизнес и много бюджетников и наемных работников с невысокой зарплатой. По мнению Н. Зубаревич, жизнеспособность такого анклава будет окончательно прикрыта 2-й волной мирового экономического кризиса и жители в дальнейшем станут локомотивом массовых протестов.

В третий анклав входит огромная по территории периферия, состоящая из деревень, поселков и малых городов, где проживают 35 процентов населения. Это наиболее, на ее взгляд, консервативная часть населения, которая довольствуется самым малым (была бы картошка и хлеб) и готова выдержать любые политические и военные кризисы. Они не способны на протесты, зато готовы смиренно вымирать.

Четвертый анклав состоит из территории Северного Кавказа (Чечня, Дагестан, Ингушетия и т. д.) и юга Сибири (Тува, Алтай). Они наши — пока широким потоком идут туда федеральные инвестиции.

Подобное политэкономическое деление нашей страны на своеобразные четыре России подкупает объективностью фактов. Однако выводы, которые она и ей подобные либерального толка эксперты делают, носят исключительно пессимистический характер, особенно в отношении исторической судьбы последних трех анклавов. Мол, их экономика все равно умрет и их территории отойдут к более успешным в хозяйственном развитии зарубежным государствам.

Фактически нам подбрасывается снова вариант скукоживания нашего государства, как это имело место в 80-е годы XX столетия со стороны тех политических сил, которые пришли во власть на смену коммунистам. Только в те годы речь шла об уменьшении территории СССР до размеров Российской Федерации. В результате реализации их предложений мы без войны потеряли почти 1/3 территории бывшего Советского Союза с населением в 110 миллионов человек. Более чем на 50 процентов сократился экономический потенциал страны.  

Теперь уже России в наукообразной форме предлагают добровольно сократиться до размеров Московского царства Ивана III (XV в.). Исходя из  нарисованного Натальей Зубаревич, у Ярославского региона в социально-экономическом плане нет будущего. Если же ярославцы наряду с жителями трех последних анклавов постараются переломить данный исторически обреченный путь, то они, как она выразилась, «будут харкать кровью».

А вот выработанная администрацией  Ярославской области концепция стратегического развития региона до 2025 года является вызовом вышеозвученному приговору.  Если кратко, то ее сущность в следующем: во-первых, войти в двадцатку лучших регионов страны (сейчас — на 38-м месте); во-вторых, по качеству жизни оказаться на 10-м месте (сегодня — на 49-м месте); в-третьих, увеличить ВВП в 300 млрд руб. в год до 1 трлн руб., т. е. более чем в 3 раза. Также показатель рождаемости должен превысить показатель смертности, а средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет.

Механизм осуществления «Стратегии-2025» таков. Продолжить и усилить развитие базовых для региона отраслей — дизелестроение и нефтехимия. Например, в результате огромных капиталовложений за последние 8 лет в модернизацию нефтеперерабатывающего завода (1,8 млрд долл.) «Славнефть-ЯНОС» первым в стране полностью перешел на выпуск всего автомобильного бензина и дизельного топлива уровня Евро-5. 65 процентов его продукции идет на экспорт. В результате чего 50 процентов мощностей нефтеперерабатывающих заводов Европы простаивает.

 Осуществить строительство и ввод в эксплуатацию мощных современных агропромышленных комплексов наподобие таких, как сельхозпредприятие «Вощажниково», племзавод «Родина», «Курба», «Залесье», «Ярославский бройлер», «Пахма» и др. Ставка на такого рода сельхозпредприятия позволит ярославскому селу быть конкурентоспособным, удержаться в любом сегменте рынка и в основном обеспечить жителей Ярославского региона сельхозпродуктами.

Стартовые условия для реализации губернаторской «Стратегии-2025» имеются на данный момент пока положительные. За прошлый 2012 год темп прироста валового регионального продукта составил 5,6 процента, по промышленности — 9,2 процента (14-е место по России), в сельском хозяйстве — 5,8 процента (10-е место). В целом в области экономики вышли на докризисный (2008 г.) уровень.

Однако складывающаяся в стране и Ярославской области в частности политическая ситуация может свести на нет осуществление по-хорошему амбициозной губернаторской «Стратегии-2025». На наш взгляд, любая масштабная программа, чтобы оказалась реализуемой, она, как идея, должна овладеть массами. Для этого нужны соответствующие институты (организации), которые доносили бы до людей основные положения губернаторской программы. В советское время в качестве таких институтов (пропагандистов и организаторов) выступали партия (КПСС), комсомол, профсоюзы и даже пионерская организация. Тогда не только планы страны, но и области были понятны и доступны с точки зрения осуществления каждому активно действующему советскому гражданину.

Сегодня таких общественных институтов нет. На региональном уровне в рамках партии «Единая Россия» я лично не вижу пока ни организаций, ни пропагандистов, ни печатного органа, которые бы отвечали за информационное обеспечение в ее реализации. Не знаю, проводились ли какие-либо социологические замеры, но, думаю, до 90 процентов населения региона понятия не имеют о губернаторской инициативе.

Далее, сейчас снова, как в 80-е гг. ХХ столетия, страна и в том числе Ярославская область попадает в полосу «управляемого социально-политического хаоса», создаваемого внутренними политическими противникам нынешней путинской власти и их покровителями или союзниками за рубежом. Суть же «управляемого хаоса» заключается в том, чтобы под определенным информационным контролем путем раскачивания ситуации в стране (регионе) аккумулировать недовольство людей социальными, экономическим, национальными, конфессиональными вопросами (жизнь устроена так, что такие проблемы всегда будут) в кризисные точки недовольства. И тогда, когда их количество приобретает массовый характер, происходит общественный взрыв и протестная энергия направляется в том русле, в каком она запланирована организаторами «управляемого хаоса». По крайней мере, по такому принципу были разрушены СССР, ее военно-экономический потенциал в интересах Запада.

Удивительно, но факт: в результате оппозиционной партийной зашоренности в наше время немало политиков невольно подыгрывают организаторам «управляемого хаоса»,  но уже в попытках разрушить российскую государственность. Если на областном уровне полистать газеты ряда партий, то в регионе одни бунты, люди умирают с голоду, убийства на каждом шагу и

т. д. В их печати и листовках — ни одного позитивного факта из современной ярославской и российской жизни. И совсем, на мой взгляд, проявляется политическая бестактность или «злой умысел» со сбором подписей среди ярославцев за отставку губернатора. Это свидетельствует о полной политической безответственности. Мне как активному политику в прошлом было понятно такую меру проводить в отношении губернатора Анатолия Лисицына в 90-х гг. прошлого века. Тогда действительно экономика Ярославской области «дышала на ладан». Сотни предприятий стояли, десятки тысяч рабочих сидели без работы, не получая месяцами зарплату. Пенсионеры, студенты, молодые мамы соответственно были лишены пенсий, стипендий, пособий. Когда к 2000 году эти проблемы были в регионе преодолены, то областная организация КПРФ сняла этот лозунг как политически ненужный.

Все это говорит о том, что если желаем, чтобы программа — 2025 получила свое воплощение, необходимо местному отделению «Единой России» самым серьезным образом заняться ее информационно-пропагандистским обеспечением. Оппозиционным же партиям сменить линию сплошного нигилизма на конструктивное отношение к социально-экономическим проблемам. К тому же администрации области необходимо в целях расширения социально-политической базы практического осуществления губернаторской программы-2025 включить в руководство региона представителей оппозиционных партий. Тогда они будут вынуждены не только критиковать, но и брать на себя ответственность за социально-экономическую ситуацию в области. И, наоборот, нежелание их конструктивно сотрудничать в решении важных для ярославцев вопросов будет свидетельствовать о «цене» их критики.

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

и управления Ярославского филиала ЛГУ имени А.С. Пушкина.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page