Бедная «пятерка»

Страшно смотреть, как день ото дня «хорошеет» ярославская «Пятерка» — долбят старые хрущевки, чтобы переделать жилые квартиры в магазины. Проезжая на трамвае совсем небольшое расстояние — от улицы Чехова до улицы Добрынина, — насчитываешь более пятидесяти торговых точек. Ох, чего здесь только нет — и надгробные памятники, и товары для дома, и одежда, и аптеки, и питейные заведения. На железных дверях масса объявлений: «Сдам в аренду».

Страшно смотреть, как день ото дня «хорошеет» ярославская «Пятерка» — долбят старые хрущевки, чтобы переделать жилые квартиры в магазины.

Проезжая на трамвае совсем небольшое расстояние — от улицы Чехова до улицы Добрынина, — насчитываешь более пятидесяти торговых точек. Ох, чего здесь только нет — и надгробные памятники, и товары для дома, и одежда, и аптеки, и питейные заведения. На железных дверях масса объявлений: «Сдам в аренду». Радуют и плакаты «Два по цене одного»: покупаешь сто граммов горячительного, столько же получаешь в подарок. Люди, живущие рядом с такими точками, стонут, но ничего сделать не могут. По российским законам (и для кого они пишутся?), все правильно сделано — если владеешь жилым помещением на первом этаже с окнами, выходящими не во двор, переводи его в нежилое — и вперед! Поначалу, когда только начиналось это безобразие, люди пытались бороться, да куда там.

Многие помнят, как радовались их родители и бабушки-дедушки — ветераны и инвалиды войны, когда их переселяли из коммуналок в отдельные квартиры, пусть в них и планировка дурацкая — 60-е годы прошлого века, но такое жилье казалось раем. Тем более что советское правительство уверяло: дома эти временные, рассчитаны на 40 лет службы — была вероятность дожить и до получения лучшей обители. Увы, большинство из них нашли успокоение на кладбище, а не сумевшие разбогатеть дети и внуки так до сих пор и живут в отслуживших свой срок хрущевках. Фундаменты часто в трещинах, плесень на стенах, текущие подвалы — а что вы хотите от старого жилого фонда?

А тут еще и стены долбят ушлые дельцы, чтобы сделать отдельный вход — во многих домах вовсе не один, а два-три, а то и четыре магазина.

По оценкам риелторов, появление рядом (сбоку или под твоей квартирой) торговой точки обесценивает и так недорогое жилое помещение тысяч на 200 — 250. Некоторые жильцы пытались отстоять свои дома, судились, но напрасно. Пытались доказать, что будет использоваться земля рядом с домом, которая находится в общей собственности. Увы, оказалось, что, например, земля по улице Добрынина приватизирована таким образом, что жильцам не принадлежит ни пяди земли со стороны автомобильной дороги — она в собственности муниципалитета и нужна для обслуживания дороги.

Часто в последнее время приходится слышать легенды о происхождении хрущевок. По одной — за их основу взят проект, разработанный в нацистской Германии для оккупированных территорий, в таких домах должны были жить недочеловеки. По другой — это французский проект, рассчитанный на эксплуатацию в относительно теплом европейском климате, но и в этом случае в подобных постройках планировалось разместить рабочих из стран Северной Африки. Как говорится, без комментариев…

На снимках: магазины, магазины… и все в бывших жилых помещениях.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page