Если бы партии были дамами и ходили бы в кринолине и декольте

Весьма оригинально обозначил тему пресс-конференции приехавший к нам Александр Проханов, писатель и публицист, главный редактор газеты «Завтра» — «Проханов и пустота».
Так несколько лет назад назвала свою критическую статью журналист Ольга Романова («мой недоброжелатель», пояснил московский гость), подразумевая: все, что окружает общественного деятеля и связано с ним, этой самой пустотой и сопровождается.

Весьма оригинально обозначил тему пресс-конференции приехавший к нам Александр Проханов, писатель и публицист, главный редактор газеты «Завтра» — «Проханов и пустота».

Так несколько лет назад назвала свою критическую статью журналист Ольга Романова («мой недоброжелатель», пояснил московский гость), подразумевая: все, что окружает общественного деятеля и связано с ним, этой самой пустотой и сопровождается.

— Вот с этой пустотой я к вам и явился, — с улыбкой подметил он и предложил ее наполнить звуками, красками, мнениями и представлениями о текущем политическом процессе в Ярославле и в целом в России.

В противовес такой антисаморекламе Проханова Тверской зал гостиницы «Святой Георгий», где проходила встреча, был далеко не пуст. Собрались представители, пожалуй, всех ярославских СМИ. Проханов — довольно известная медиаличность. Многие его знают не столько по творчеству, хотя отмечено оно многочисленными премиями, в числе которых премия «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», сколько по многочисленным выступлениям на радио и телевидении — он постоянный гость «Эха Москвы» и не менее постоянный участник нашумевших ток-шоу Владимира Соловьева. Где бы Проханов ни появился, его выступления запоминаются — яркостью, категоричностью, оригинальностью, образностью, особым взглядом на Россию, ее прошлое, настоящее и будущее. Этим, наверное, и вызвано неугасающее к нему внимание журналистов, хотя и по-разному  оценивающих его интеллектуальные «вирши» и особое мнение. Думающего, уверенного в том, что он говорит, человека не только слушать интересно, с ним и спорить приятнее. С ним можно соглашаться или нет, но вот равнодушными его высказывания точно никого не оставят.

Несмотря на заполненность зала, вопросов от местных «акул пера» было немного. Как и следовало ожидать, в преддверии выборов и в свете известных событий спросили «о симпатичной ему партии» и об отношении к ситуации, сложившейся вокруг ярославского мэра Урлашова и главы Рыбинска Ласточкина.

— Если бы партии были дамами и ходили бы в кринолине и декольте… — улыбнулся Проханов в ответ на формулировку вопроса о политических симпатиях. Оговорившись, что всегда, даже в советское время, был беспартийным, в политические игры не включен, а выборные страсти, если они связаны с интригами и борьбой за места, ему абсолютно не интересны, писатель назвал себя исповедником красных смыслов — с мыслью о России как о мессианском государстве и с представлением о бесконечности империи. Сегодня, отметил он, ни одна партия носителем этих смыслов не является. Правда, осторожно оговорился, что более или менее к ним приближена партия «Родина».

Возможно, он сам стал бы членом «партии большого проекта», заметил Проханов, появись такая на горизонте. А пока он является председателем Изборского клуба, созданного год назад.

— Это сгусток современного российского патриотического  интеллектуализма, — высказался Прохоров о членах клуба, в который, кстати сказать, судя по списку, также входит и глава Рыбинска Юрий Ласточкин. — Все эти люди прошли свой путь, прежде чем начали сходиться в фокусе прошлого и грядущего России, и поставили цель — создать идеологию российского государства.   

По мнению Проханова, России необходим рывок, прорыв. Причем под этим, подчеркивает он, не подразумевается путинское представление о неком прорыве, связанном с созданием современной технологической военной базы. Сегодня идет схватка мировых идеологических машин, и России, лишенной национальной идеологии, в ней места нет. Она, по мнению Проханова, остановилась в своем развитии в конце 70-х прошлого века.

— Россия — как гигантский самолет, который должен всегда лететь, сменяя запчасти, — образно говорит Проханов. — Самолет, который останавливается, падает. Россия не просто топчется на месте — она барахтается в идеологических обломках, в воспоминаниях. Необходим сдвиг всего социума — цивилизованный рывок, подобный тому, что осуществляли Петр I, Сталин, тому, который удалось сделать Китаю.

Настало время стра­тегического планирования, считает Проханов. И такой рывок, преображение России возможны, если появится большой проект. И здесь без объединения россиян вокруг национальной идеи, без повышения уровня их самоидентификации вряд ли что получится.

— Да, при Сталине были репрессии и страх, но были и такие технологии, которые позволили из предельно изнуренного, окровавленного народа создать героев, которые водрузили знамя Победы над рейхстагом. А сегодня повсеместно внушается, что русский народ — отсталый, что он дебил и пьяница. И молодые люди сбиты с толку. Необходима идея, проект, который позволит вновь всем нам почувствовать, что наш народ — самый прекрасный, трудолюбивый, миссионерский. Наша страна рождала прекрасных стратегов, героев, поэтов.

Подобный проект необходимо осуществлять, уверен Проханов, на базе крупных институтов, возглавляемых лидером, готовым положить за него голову.

Свое мнение по поводу политических лидеров Ярославля и Рыбинска, на которых обрушилась «громкая слава», Александр Андреевич предварил словами:

— Я не специалист по Ярославской губернии. Кормлюсь тем, что предлагают СМИ.

То, что один и второй подозреваются в получении взятки, но один находится в местах не столь отдаленных, а второй продолжает участие в предвыборной кампании, связано, не сомневается Проханов, с особенностями российской правоохранительной системы. Это инструментарий, который используется в зависимости от того, на каких деятелей он направлен и какие цели ставятся.

— По поводу ярославского мэра — я подозреваю, что это репрессивная мера, казнь, устроенная «Единой Россией» за его победу на выборах, — считает он. — Но, думаю, он далеко не ангел — сужу по тому, что говорят в СМИ. Рыльце у него в пушку, был повод его взять — убрали по политическим соображением, но повод нашли.

По-другому отозвался Проханов о главе Рыбинска Юрии Ласточкине.

— Это мой друг. Даже если бы он совершил государственное преступление, я бы его поддерживал. Помните фразу: друзьям — все, врагам — закон, — улыбнулся Проханов и эмоционально продолжил: — Ласточкин — гигант, фермент, супермен, каких сегодня очень мало.

Он родился и начал трудовой путь в сложный период, поясняет  Проханов, однако не только выстоял, но смог создать современный, передовой завод.

— Как ему удалось в годы разрухи и упадка его создать  — я не вникал, но был очень впечатлен увиденным, — рассказывает он. — Сегодняшняя Россия страдает от некомпетентности на всех уровнях, а это прекрасный стратег, технократ.

Даже став главой города, он так и не смог смириться с потерей завода, высказал свое мнение Проханов.

— Он писал прекрасные технократические критические статьи, говорил об отсталости России от западных технологий, что мы топчемся на месте, обвинял современных чиновников в некомпетентности. Думаю, его заставили замолчать. Но даже если оступился, таких драгоценных людей надо прощать, надавать по шее, но оставить работать. Я отдаю ему свою репутацию, чтобы он остался в строю, вернулся в техносферу.

На снимке: Александр Проханов.

Фото с сайта ruskline.ru

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page