Топи загадочные, жуткие и…святые

Если внимательно взглянуть на карту нашей области, то можно увидеть, что она, едва ли не наполовину, испещрена синими черточками — так обозначены болота,  заболоченные леса, мокрые луга и пойменные низины. Видно, что их очень много. Всего у нас в области насчитывается около тысячи больших и малых болот, и они составляют одно из самых ценных наших природных богатств.

Когда слышишь слово «болото», невольно возникают неприятные ассоциации.

Если внимательно взглянуть на карту нашей области, то можно увидеть, что она, едва ли не наполовину, испещрена синими черточками — так обозначены болота,  заболоченные леса, мокрые луга и пойменные низины. Видно, что их очень много. Всего у нас в области насчитывается около тысячи больших и малых болот, и они составляют одно из самых ценных наших природных богатств.

Когда слышишь слово «болото», невольно возникают неприятные ассоциации. Сразу представляются опасные вязкие топи и темные таинственные застойные воды, подернутые ряской и кишащие пиявками, где стойкий запах тины и тревожное кваканье лягушек. И в этих неприглядных, коварных местах, по народным поверьям, водятся кикиморы болотные и живет водяной. Именно так большинство из нас представляет себе болото. Действительно, встречаются  кое-где подобные места у заросших водоемов, но на самом деле большинство их совершенно другие.  

В наших местах встречается несколько разновидностей болот. Одни из них — пойменные, раскинувшиеся вдоль   долин рек и по приозерным котловинам. Пойменные, низменные участки местности обычно густо зарастают  ивовыми кустами, ольхой, черемухой и калиной  и сплошь  перевиваются хмелем, напоминая этим тропические джунгли. В тени деревьев укрывается дикая черная и красная смородина, а все остальное кочковатое пространство  покрывается сочными болотными травами.  Здесь земля торфяная и вязкая, но встречаются и настоящие топи. Этот заболоченный лес труднопроходимый, скрытный и таинственный, носит особое название — урема. Важную роль играет урема в жизни многих птиц и диких животных, которые, спасаясь от преследования и беспокойства, находят в ней прибежище. Обычно редко кто забредает в урему, даже охотники, и здесь, на кабаньих тропах, не встретишь следа человека. Весной, когда урема покрыта вешними водами, в зарослях цветущей черемухи на утренней заре особенно голосисто заливаются соловьи.  

Самыми неприятными и жуткими выглядят черные болота, получившие свое название от растущей там  черной ольхи. Они совсем непроходимы для человека, да и птице и зверю здесь делать нечего. В самую глухую чащу  можно пробраться только зимой, по льду, сковавшему черные воды.

Во всех районах области много небольших низменных заболоченных участков с мокрыми кочковатыми луговинами, с зарослями осоки, камыша и рогоза. В таких местах кипит скрытая жизнь пернатых, среди которых преобладают болотные и водоплавающие птицы. Это особенно заметно в весеннюю пору, когда отовсюду слышатся их разнообразные голоса. Иные из них — страшное уханье выпи или ночное загадочное стрекотание козодоя породили народные вымыслы и суеверия. Именно про такие места говорят, что здесь каждый кулик свое болото хвалит.   

Наиболее важными, значительными  и распространенными являются торфяные верховые болота, покрытые сфагновым мхом и получающие воду только из атмосферных осадков. Они раскинулись на многие километры, а наиболее значительные  удостоились собственных названий. Среди них — Великий мох в Рыбинском районе, Солодиха — в Некоузском, Исаковское и Пыханское — в Первомайском районе, Саровское — в Ростовском, Тараканье — в Некрасовском, Сомино — в Переславском,  Соколено — в Любимском. Верховые сфагновые болота очень старые и образовались  много тысяч лет назад на месте неглубоких моренных озер, обязанных своему происхождению Скандинавскому леднику.  Постепенно озера зарастали водной растительностью, отчего стал образовываться торф, медленно и верно заполнивший все озерное пространство. Подсчитано, что за тысячу лет образуется один метр торфа, а наши болота имеют толщину торфа и два, и три метра, и даже больше.

 Нередко среди верховых болот встречаются участки, поросшие высоким лесом, — это бывшие острова. В далекие времена вблизи озер жили люди. Одна из самых древних в нашем крае стоянок первобытного человека открыта  в местах торфоразработок  на Ивановском болоте в Переславском районе, где когда-то было большое озеро. Возраст ее составляет около десяти тысяч лет и относится к поселению людей каменного века. Предметы быта первобытных людей хорошо сохранились благодаря  болотному торфу, в котором они были обнаружены.

Очень интересной и важной природной особенностью верховых болот является их свойство создавать окислы железа, которые водой выносятся в реки и озера, где образуется болотная  руда. Вплоть до XVIII века именно из нее выплавляли железо.

Болота всегда почитались местными жителями: одни считались священными, другие объявлялись «нечистыми». Так, на болоте Сахта в Ростовском районе, на границе с Ивановской областью, по преданию, чуть меньше пятисот лет тому назад был явлен деревянный крест, который сейчас как православная святыня находится в храме села Годенова, к которому приезжает масса паломников. В Угличском районе, в селе Никольском, возвышается Никольская церковь XVIII века, воздвигнутая на бывшем болоте, где местному крестьянину явилась икона Николая Чудотворца. А вот Берендеево болото под Переславлем, где лежал «Синий камень» или, как его называли «Синяя баба», относится к «нечистым».  Существовала традиция —  совершать вокруг этого болота крестный ход с иконой, проходя несколько близлежащих деревень.

Истоки всех наших  рек начинаются в болотах, как и исток великой Волги, берущей свое начало в небольшом болотце с коричневатой торфяной водой. Давно известно, что для сохранения рек необходимо сохранять болота в их естественном виде. Было время, когда потребность в дешевом и доступном  торфе в качестве топлива для нужд энергетики изменила  природное состояние многих  верховых болот, а вместе с этим были подорваны истоки малых рек. Мелиорация и связанное с ней осушение болот усугубили сегодняшнее печальное состояние рек и ручьев.  Сейчас трудно где-то найти болото, за исключением, может быть, только северных районов области, от которого не был бы «отгрызен» значительный кусок, где бы люди не вмешались в его естественную жизнь. Можно сказать, что практически перестало существовать в естественном виде Ляпинское болото под Ярославлем, Вареговское — в Большесельском районе, Ивановское —  под Переславлем. На их месте карьеры, бесчисленные канавы, непроходимые заросшие пространства. В засушливые годы горит торф на осушенных болотах и в местах бывших торфоразработок, заполняя удушающим дымом города и даже целые области.

В нашей стране, богатой  углеводородами, торф все меньше используется в качестве топлива. И у нас в области сегодня добывают торф по большой нужде только в одном месте — в Некоузском районе, у поселка Октябрь на болоте Макеиха. Давно стало понятно, что основным предназначением торфа должно стать  не сжигание его в топках, а использование в качестве органического удобрения для наших подзолистых и суглинистых почв.

На сфагновых болотах встречаются редкие представители животного мира. Здесь водятся белые куропатки, изредка сюда залетает белая полярная сова, а еще сравнительно недавно тут обитали и северные олени. Глухари на свои весенние токовища слетаются в укромные уголки верховых болот.

Наступает ранняя осень с ее удивительным бабьим летом. Особенно красиво верховое болото в эту прекрасную пору. Взгляду открывается далекий простор, заполненный красками белого мха, желтеющих тонких березок, красноватых пушистых кочек, зеленых корявых сосенок. Воздух прозрачен и свеж, и только легкое марево колышется вдали. Здесь стоит необыкновенный, как нигде больше, запах багульника, прелых листьев, мха и сосновых иголок. Ноги вязнут в пушистом мху, кое-где хлюпает вода. Во многих местах на мху краснеет  замечательная северная ягода клюква. Создается представление, что ее просто рассыпали щедрой рукой. Местами клюквы так много, что некуда сделать шаг, чтобы не наступить на ягоды. В эти сентябрьские дни множество людей устремляются на многочисленные болота собирать прекрасную ягоду, запасая ее на долгую зиму.

Болота играют большую роль в сохранении природных условий нашего края.Будут сохранены болота —  будут полноводными и наши реки, птицы и звери найдут здесь себе приют и убежище. А огромных запасов торфа как органического удобрения хватит на все обозримое будущее, чтобы поддерживать плодородие наших полей.

На снимке: «Синяя баба» Берендеева болота.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page