Село на рельсах

Людская память коротка: словно двадцать лет назад железнодорожники и не вкладывали миллионы рублей в непрофильное собственное сельское хозяйство, как сейчас в футбольный «Локомотив», либо в другие профессиональные спортивные команды.

В 1992 году только на Северной железной дороге насчитывалось 12 совхозов и 28 сельских подсобных хозяйств, располагавших почти 17 тысячами гектаров угодий с 11,5 тысячи га пашни. В сельхозпроизводстве было занято 1630 человек, содержавших 7787 голов крупного рогатого скота, из них 3327 коров, 10897 — птицы, 4364 свиньи. Не один десяток лет существовали и снабжали машинистов и кассиров, проводников и ремонтников мясом, картофелем совхозы «Осаново» Вологодского отделения дороги, «Сосногорский» — Сосногорского, «Конда» — Архангельского, «Кулой» — Сольвычегодского и т.д. В 1991-1992 годах на баланс были приняты пять убыточных совхозов Ярославской области. Министерство путей сообщения в приказном порядке требовало, чтобы к 1995 году на одного работающего в каждом отделении производилось 30 кг мяса и 50 кг молока. Продукция хозяйств поступала не только столовым, буфетам орсов, но и непосредственно в коллективы. Повсюду цены складывались по-разному. В Ивановском отделении килограмм мяса продавался по 85 рублей, литр молока — по 10 рублей, а в Вологодском соответственно 72 и 12 рублей.

По сохранившимся документам в целом по Северной железной дороге за девять месяцев 1992 г. на рабочее снабжение было направлено 1139 тонн мяса, 4950 тонн молока, 300 тонн картофеля, 500 тонн овощей. Совхоз «Фион» Воркутинского отделения мог поставить и оленину. Из камуса, имеющегося в нижней части оленьих ног, шили пимы. За год на продажу выставлялось до 300 штук. Заниматься сельским хозяйством на линии было делом хлопотным, но, как тогда считали, оно того стоило.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page