Золушка и старец при императорском доме

К 1914 году в России насчитывалось десять дворов членов Императорского дома. И надо отметить, они не отличались единодушием, особенно  в отношении власти; в августейшей семье царил дух соперничества. Он стал одной из причин в чреде последующих роковых событий — распада  и разложения не только семьи, но и государства.

К 1914 году в России насчитывалось десять дворов членов Императорского дома. И надо отметить, они не отличались единодушием, особенно  в отношении власти; в августейшей семье царил дух соперничества. Он стал одной из причин в чреде последующих роковых событий — распада  и разложения не только семьи, но и государства.

МАМА ЛЕЛЯ

Самым популярным местом для избранного общества и людей «случайных», менее знатного происхождения, был салон Марии Павловны, супруги великого князя Владимира Александровича (10.04.1847 — 4.17.1909) — дяди  Николая II. Из присутствующих гостей она охотно общалась с доброжелательными людьми, кто умел поддержать разговор и не давал скучать остальным. В обществе часто появлялась жена гвардейского полковника Эрика (Эрих-Герхард) Августовича фон Пистелькорса (1853 — 1935). Ее звали Ольга Валериановна (1865 — 1929). Она отличалась редкой красотой, умела показать себя с лучшей стороны, пела арии из опер, неплохо играла на фортепьяно, имела хороший вкус и художественные склонности.

Ольга быстро сблизилась с другими женами гвардейских офицеров, обаяла Марию Павловну и стала пользоваться ее покровительством. Их отношения стали настолько тесными,  что позволяли им держаться друг с другом с определенной близостью.

 Владимир Александрович тоже зря времени не терял. Хорошенькая жена личного адъютанта очаровала влюбчивого князя. Между ними возникли недвусмысленные взаимные симпатии.

На Ольгу обратил внимание и другой человек — великолепный танцор и обольститель женщин, великий князь Павел Александрович.

Князь никогда не стремился к высоким военным и государственным постам, был менее заметен, чем старшие братья. В 1916 году он в звании генерал-лейтенанта занимал должность командира Гвардейского корпуса.

 Павел Александрович (1860 — 1919) стал частым гостем в доме Пистелькорсов, а летом бывать на их даче в Красном селе, куда на летний сезон в военный лагерь гвардейцев приезжал императорский театр.

С Ольгой Валерьяновной  не раз танцевал будущий царь — цесаревич Николай, он тоже питал к ней симпатии; на вечеринках скучно никогда не было, шампанское  лилось в изобилии. Великие князья попросту называли Пистелькорс — Мамой Лелей.

Кем же была Ольга Валерьяновна?

 Да, конечно же, из рода ярославских дворян Карновичей — дочерью камергера Валерьяна Карновича, чья родословная нам хорошо известна. История сделала очередной виток, и подобно своему пращуру, Ольга оказалась возле царского трона. Но на минуту оставим великокняжеский дом и расскажем о некоторых подробностях  из семейной жизни Ольги Валерьяновны.

 СЕМЬЯ

 После смерти в 1855 году своего дяди Ефима Степановича Карновича Валериан Гаврилович  Карнович (1.04.1823 — 17. 04.1891) стал основным наследником его имений еще при жизни своего отца Гаврилы Степановича. Валериан получил от дяди имение Пятницкая Гора с каменным домом без мебели, имение Степаново и деревни Губино, Петраково, Репьевка с крестьянами и дворовыми, завод для отбеливания полотен и прочих тканей. Недвижимое имущество: ковры, картины, мебель, шкатулки, сундуки, комоды, шкафы с книгами. Позднее, к 1869 году, ветряную мельницу и белильню он отдаст в аренду за 100 рублей в год серебром великосельским крестьянам Горшкову и Маругину. Всего у него будет около 1500 десятин различных угодий.

Сам он  проживал со своей женой Ольгой Васильевной Мессарош и  шестью детьми в собственном каменном доме в Москве и служил вторым помощником главного смотрителя странноприимного дома графа Шереметева. Со своими детьми он был записан в 6-й части Ярославской дворянской родословной книги. Дмитрий Николаевич, Сергей Васильевич, Варвара Сергеевна Шереметевы, статская советница Надежда Ивановна Курманалеева были крестными его детей.

В свою очередь Ольга  в браке с Пистелькорс имела двоих детей. Старший-Александр (Аксель) Эрикович родился в 1885 году. Он служил офицером в кавалергардском полку, потом ушел в отставку и службу продолжал в звании камер-юнкера в государственной канцелярии.

В годы войны он добился назначения в знаменитую Дикую дивизию и всю войну дрался в Карпатах с австрийцами. С войсками он дошел до города Турка. После двух лет жестоких боев и лишений врачи комиссовали его. В декабре 1916 года его назначили на службу к генерал-губернатору Финляндии генералу Зейну.

Революция застала его в Гельсинфорсе, где он чудом спасся от расстрела. Месяц спустя Пистелькорс стал офицером английской армии и был включен в танковый корпус под командованием полковника Локер-Лэмпсона. В последние дни декабря он вынужден был бежать через Финляндию в Швецию.

Женат он был на сестре Анны Вырубовой — фрейлине Александре Танеевой (Сана).

Младшая, Марианна Эриковна Дерфельден (1890 -1976) или просто — Бабака, замужем была четырежды.

У  самого великого князя Павла Александровича  от брака с греческой принцессой Александрой Георгиевной имелось тоже двое детей: Мария (1890 — 1958) и Дмитрий (1891 — 1942), при родах которого мать умерла. Именно он будет участником убийства Григория Распутина вместе с Феликсом Юсуповым.

 ЭМИГРАЦИЯ

Бурный роман Павла Александровича с Ольгой стремительно развивался и грозил неприятными сюрпризами. Желая добиться у мужа развода, Ольга пошла на рискованный шаг и родила в 1896 году внебрачного сына Владимира (Ботька). На какое-то время Романовы смирились с совершившимся фактом.

В 1901 году Павел добился развода для своей спутницы жизни. На следующий год, захватив с собой три миллиона рублей, они уехали в Италию, где в одной из церквей города Ливорно обвенчались.

Разразился очередной скандал, негодованиям царя не было предела. Его близкое окружение тоже считало Ольгу женщиной низкого происхождения. Морганические браки, как вы понимаете, не были в почете.

Павел Александрович с семьей вынужден был покинуть Россию и уехал в Париж. Честолюбивая и практичная Ольга в 1904 году добивается титула графини Гогенфельзен, жалованный  принцем-регентом Баварского королевства Луитпольдом.

Их сын Владимир Палей до 1912 года жил с родителями  в Париже, но связь с родиной не была окончательно утрачена. Его определили в Пажеский корпус. Что касается материальной стороны изгнанников, то они не бедствовали. Под Парижем они купили поместье, где и вели светскую жизнь. Их дом превратился в настоящий музей: коллекции фарфора, картины, огромная библиотека и другие предметы старины имели музейное значение.

Прошло время, и Николай II простил ослушников и разрешил вернуться на родину. В 1914 году они поселились в Царском Селе. Специально для них по проекту архитектора Э. Я. Шмидта был выстроен так называемый Детский дворец,  и многое из парижского особняка оказалось там. В 1918 году большая часть коллекции поступит в Детскосельский музейный фонд.

Вероятно, в то же время часть фарфора  оказалась в имении Пятницкая Гора, принадлежащем к тому времени Александру Пистелькорсу. Среди различных ценных вещей в имении находились семейные картины, коллекции старинных монет, медалей, марок, а также телеграмма Григория Распутина. Она попала в дом Александра не случайно.

 РАСПУТИН

Кризис в семейных отношениях усугубился с появлением в Петербурге Григория Распутина, со временем получившего огромное доверие Александры Федоровны. А фрейлина Анна Вырубова стала одной из главных фигур интимного придворного кружка распутинцев. Способствовало этому положение ее отца Александра Сергеевича Танеева, занимавшего видный пост статс-секретаря и главного управляющего императорской канцелярии.

В салон Вырубовой по праву родства входили сестра Анны, Сана с мужем Александром Пистелькорсом, Мария Головина(1853 — 19380) — дочь действительного статского советника камергера Евграфа Сергеевича Головина, ее мать Любовь Валерьяновна — сестра Ольги Палей. Все эти люди  часто бывали у Распутина на Гороховой.

В конце января 1914 года  Ольга по совету сестры обратилась за помощью к Распутину по поводу получения ею знатного княжеского титула. Но эти попытки ни к чему не привели.

Интерес к Распутину у Ольги сильно поубавился, и она стала искать покровительства у других влиятельных людей.

В 1915 году Ольга добивается своего и получает титул княгини Палей, который унаследовали и ее дети. Здесь надо отметить, что  Карновичи находились в некотором родстве с угасшим родом Палей, упоминаемым в истории Запорожской Сечи. Бабушка Ольги Ульяна Егоровна носила фамилию Палей — Гурковская.

Убийство Распутина явилось кульминацией в семейных отношениях и раскололо их окончательно на два враждующих лагеря. По крайней мере, Ольга, ее дочь Марианна, сын Павла  Дмитрий будут злейшими врагами Распутина.

СТРАШНОЕ, ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ

Каждый  член семьи нес свой крест. В 1915 году Владимира определили в чине корнета в лейб-гвардии Гусарский полк. Но в душе он оставался поэтом: писал замечательные стихи, занимался музыкой, живописью. Он встречается с Николаем Гумилевым и Осипом Мандельштамом, всемирно известным юристом А.Ф Кони, который называл Владимира надеждой русской литературы. Однако Палей оставался верным своему долгу и заслужил орден Святой Анны IV степени с надписью: «За храбрость». После февральской революции, в 1917 году, князь Павел Александрович и его сын подали прошение об отставке. Последовали аресты, ссылки. Ольга Валерьяновна хлопотала за мужа у Урицкого, к делу подключился Горький, но тщетно. В Петропавловской крепости вместе с другими членами семьи Павла расстреляли. Обстоятельства их смерти сейчас устанавливаются после обнаружения там человеческих останков.

 Владимира Палея сослали в ссылку сначала в Екатеринбург, а затем отправили в Алапаевск, куда привезли и великую княгиню Елизавету Федоровну, великого князя Иоанна, сыновей Константина Романова — Константина и Игоря, великого князя Сергея Михайловича.

В ночь на 18 июля, через сутки после расстрела царской семьи в Екатеринбурге, их увезли на шахту под названием «Нижняя Селимская», где они приняли мученическую смерть. Погибшие были впоследствии приравнены к лику святых Русской зарубежной православной церковью.

Мать Владимира Палея спаслась. Закутав дочерей, Ирину (1903 — 1990) и Наталью (1905 — 1981), в теплые одежды, она по льду Финского залива перебралась в Швецию, а затем во Францию. В 1929 году в Париже Ольга Валерьяновна скончалась.

С убийством царской семьи начались массовые реквизиции ценностей и имущества не только Романовых, но и национализация всей дворянской собственности в масштабах страны.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page