Златовласка, достойная «маски»

Ярославский театр кукол заворожил «Златовлаской». Над чешской народной сказкой в пересказе Константина Паустовского славно потрудился московский режиссер Алексей Смирнов. А помог ему в этом известный композитор Николай Морозов. ИМЕТЬ дар и не исполнять его во благо — то же самое зло.

Ярославский театр кукол заворожил «Златовлаской». Над чешской народной сказкой в пересказе Константина Паустовского славно потрудился московский режиссер Алексей Смирнов. А помог ему в этом известный композитор Николай Морозов.

ИМЕТЬ дар и не исполнять его во благо — то же самое зло. Именно об этом гласит волшебная история о старом, сварливом и жестоком короле, славном, благородном слуге Иржике, готовом по-рыцарски опекать даже самую малую птаху, и принцессе с золотыми волосами, звенящими, как колокольчик. Эта сказка «из ушедших». В современном мире обаятельных злодеев назовут ее немодной.

На документальных кадрах, открывающих спектакль, — Прага наших дней, Староместская площадь с суетными толпами туристов. Их снял на камеру сам режиссер. Возникающие из глубины сцены, поющие менестрели в старинных, полуфантазийных одеждах кажутся призраками давно минувших дней. Кончится сказка — и они испарятся, исчезнут. Эти позы, форма посуды — словно листаешь гравюры XV — XVI веков. Гусь в яблоках, говорящая рыба, которая «сама чистится, выпотрашивается и на вертел надевается» — все это выглядит так аппетитно, что аж слюнки текут.

Редких марионеток на металлических прутьях (штоках) сотворили из цельного куска дерева трое ярославских резчиков по эскизам художника Елены Бересневой. Работа заняла четыре месяца. С более простыми, из папье-маше, управились бы гораздо быстрее. Фигурки получились довольно увесистыми, по 7 — 8 килограммов каждая. Даже в Праге таких кукол сейчас можно увидеть только в одном театре.

Божественно красиво, почти космически, звучит русская колесная лира «Донской рылей» в руках одного из трубадуров. Ей вторят ирландский бубен и барабаны. Алексей Смирнов увлекается этнической музыкой со студенческих лет. Играет на цитре и более привычных аккордеоне и блок-флейте. Сейчас занимается с педагогом по вокалу. На счету у молодого, талантливого выпускника Ярославского театрального института множество постановок в разных городах. Но две из них получили особое признание. Инсценированный им в Петрозаводском театре кукол сказ Бориса Шергина «Золоченые лбы» был отмечен премией «Золотая маска» и наградой фестиваля «Петрушка Великий». А поставленная в Театре Образцова «Золушка» номинирована на «Золотую маску». Надеемся, такая же счастливая судьба ждет и «Златовласку».

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page