Под сенью кулис, или театр — дело живое…

30 сентября профессор Ярославского театрального института, заслуженный артист России Сергей Куценко отметил свой 60-летний юбилей.

Его мама, Лидия Ивановна, бредила театром. У нее был чемоданчик с фотографиями великих советских артистов, собирать фотооткрытки и портреты актеров тогда было очень модно. Отец — фронтовик, с боями прошел  Украину, Молдавию, Румынию,  Венгрию… В Венгрии при форсировании Дуная был контужен.

30 сентября профессор Ярославского театрального института, заслуженный артист России Сергей Куценко отметил свой 60-летний юбилей.

Его мама, Лидия Ивановна, бредила театром. У нее был чемоданчик с фотографиями великих советских артистов, собирать фотооткрытки и портреты актеров тогда было очень модно. Отец — фронтовик, с боями прошел  Украину, Молдавию, Румынию,  Венгрию… В Венгрии при форсировании Дуная был контужен. Вернулся в Днепропетровск, откуда был родом, и поступил в театральное училище, где и встретил свою будущую жену. А папа жив — ему в ноябре — 90 лет, фронтовики — люди крепкие… В 1948 году родилась его сестра — Надежда Филипповна, она пианистка, окончила Харьковскую консерваторию. В 1953 году появился на свет Сергей.  

Раннее детство прошло в Виннице, в Прикарпатье, где своеобразный язык, с мелодикой польско-венгерско-румынской речи, а юность проходила в шахтерском Луганске…. По вечерам он пропадал в музыкально-драматическом театре, где играли его родители. «Тарас Бульба», колоритные украинские комедии «Наталка Полтавка», «Ой, не ходи Грицю, тай на вечерницю», «У недилю рано зилля собирала», «Сватанье на Гончаривце», «Запорожец за Дунаем». Отец хорошо пел, у него была заглавная роль в «Запорожце». До сих пор Сергей помнит на память все его партии, как и все лирическое пространство этого поэтического театрального мира.  

«СЫНОК, Я НЕ БАБА — ЯГА,  — Я ТВОЯ МАМА!»

…Давали сказку, и он вдруг не узнал маму на сцене.  Кинулся к ней в гримерку.  Его переполняла огромная нежность к маме — и страх…

— Сынок, я твоя мама!

У нее был страшный нос, вставленные огромные зубы, и Сергей страшно испугался… Может быть, маму заколдовали?..

— Ты не мама, ты Баба-Яга!…

— Я твоя мама! — смеясь, сказала Лидия Ивановна, отклеивая нос из гуммоза и становясь самой родной мамой на свете. Так впервые мальчик узнал волшебство театра, его простодушное коварство и его добрый свет.

И когда встал вопрос о его будущем, ничего другого, кроме театра, он не мог представить.

Театральный курс в Воронежской академии искусств набирали московские профессора — Ольга Ивановна Старостина (ГИТИС) и Борис Григорьевич Кульнев (в недавнем прошлом ректор знаменитой «Щуки»). Кульнев был учеником и актером у Мейерхольда, Ольга Ивановна училась у Николая Хмелева. Пересечение школ и направлений было замечательное.

В Ярославль Сергей Куценко приехал вместе с Глебом Дроздовым, возглавлявшим Воронежский, а потом и Волковский театр. Каждый возраст, в котором он пребывал, носит на себе некую «узловую печать». В 32 года сыграл Яичницу в спектакле Глеба Дроздова «Женитьба». На худощавого Сергея надевали, говоря условно, сто двадцать толщинок! В ортопедической мастерской заказывали сапоги. С «косками»-супинаторами плюс каблуки и платформа 8 сантиметров. Он был громадный и неуклюжий, этот гривасто-бакенбардный Яичница, с жутко кривыми ногами — в сапоги был вставлен поролон, дабы скривить ноги в дугу. И вдруг за три часа до премьеры Дроздов приказывает Сергею сбрить его натуральную бороду. И он — в гримерке сам  сбривает!  

Сергей Куценко  вошел в театральную жизнь Ярославля в 1984 году — сразу и навсегда. В распахнутое пространство Волковской сцены, на ее подмостки явился ловкий и сильный, молодой и энергичный, задорный лицедей, обладающий умением выражать весь мир. Он был весел и свободен, этот комедиант, свободен от косной среды, от цепкой власти вещей, от старой, затхлой театральной пошлости. Его крепкое, тренированное тело, радостная комедиантская игра, подчинявшая себе время, пространство и материю, обладала многими универсальными смыслами. Он побеждал и побеждает на сцене особым, только ему присущим сценическим обаянием, его Оргон и Фамусов — смешны, но смешны по-разному. Насмешливые интонации становятся угодливыми или угрожающими в зависимости от обстоятельств. Играет он легко, понимая законы ритма, становясь мастером интонации, испытывая радость пребывания в роли, передавая зрительному залу свой темперамент и понимание жанра… В «Женитьбе» Глеба Дроздова (1986) был отсвет трагедии. Жило озорство режиссера — хор чиновников во главе с Яичницей пел: «Не думай о секундах свысока…» В этом спектакле играли выдающиеся актеры, дарование которых раскрыл Дроздов. Среди них был и экзекутор Яичница — Сергей Куценко, устрашающий хозяин мира, с повадками Значительного Лица.

В «Ревизоре» Куценко играл Артемия Филипповича Землянику — с услаждающими ужимками, с купюрами, обмотанными вокруг пальца руки в рулончик, с рассыпанными банкнотами и ползанием по полу, когда он собирал деньги для Хлестакова, как грибы в лесу, как россыпь лисичек…

Зрители любят Сергея Куценко в его ролях — острослова и балагура, героя с щедрой душой, распахнутого и открытого, хлебосольного и гостеприимного, справедливого и требовательного, лукавого и провокационного.  

ТЕАТР ОБЖИГАЮЩЕЙ ПРАВДЫ. ПРОФЕССОР КУЦЕНКО

В театральный институт Сергея Куценко привел тоже Глеб Дроздов, пригласив его к себе вторым педагогом на курс, которым он руководил. Постепенно Сергей Филиппович стал руководителем — мастером актерских курсов. Сейчас за его плечами уже шесть выпусков.

«Театр ХХI века, — учит своих студентов Сергей Филиппович, —  рождается  в  смелом столкновении разнородных стилей, приемов и выразительных средств, это могут быть разные типы театров — театр психологический, театр поэтический, театр условный, театр абсурдистский, театр постдраматический, театр социальный — но только одно условие необходимо — театр, каким бы он ни был, должен поражать зрителя обжигающей правдой о человеке и мире». При этом для профессора Сергея Куценко крайне важна попытка совмещения импровизационного самочувствия актера, возникающая от ощущения радости  самой игры. Он говорит ученикам, как важно самовыявление личности  на сцене, как возникает игра — вдохновение. Педагог воспитывает учеников собственным примером, они видят, какой огромный труд — каждая новая роль, каждую фразу роли мастер оттачивает до музыкальности. Взрыхляет роль, ища ее истоки и контексты.

У каждого курса Куценко свое неповторимое лицо. 94 процента его выпускников работают по специальности — и театр, и телевидение, и радио, и кино…

ДОЛОЙ КУПИДОНОВ

И НИМФ!

РЕКТОР КУЦЕНКО

Он никогда не ставил себе задачу быть ректором — для него было огромным счастьем  преподавать, учить, передавать опыт. И двадцать лет заведования кафедрой мастерства актера, с его точки зрения, было  более чем достаточно, чтобы реализовать себя… Но жизнь сложилась так, что надо было принимать вуз. Опыт у Куценко уже был немалый  — в течение нескольких лет он был проректором по учебной, творческой и воспитательной работе.  

Ему достался разваленный корпус театрального института, учебный театр и крыша, готовая рухнуть на головы людям. Трещали стойки и швы, и 40 тонн битумного перегруза грозили бедой. Заляпанные плесневой сыростью стены, заплатанный линолеумный пол… Нужен был ремонт общежития. Куценко ходил, убеждал, доказывал, очаровывал…  У него есть то, что называется обаянием и харизмой. Он отстоял здание театрального института, выхлопотал средства на ремонт.

 Проектанты ошеломляли проектами: входные двери из  калиброванного дуба — 6 миллионов! Купидоны и лепнина на потолке Учебного театра.  Нимфы на стенах. Тумбы в фойе с мраморными чашами…

— Долой купидонов и нимф! — воскликнул он. — Долой чаши!

И начал переделывать уже утвержденный проект! И сэкономил государству 8 миллионов рублей. Каждый день и час школил строителей. Теперь холлы, фойе, аудитории института не узнать. Учебный театр — лицо вуза, с замечательной сценой и зрительным залом. Короче, ректор — рачительный хозяин, заботливый и внимательный отец студентам, требовательный руководитель.

— А каков качественный срез вашей Ярославской театральной школы? — спросили ректора в Министерстве культуры.

— Качественный срез? — переспросил он.

И перед членами коллегии Министерства культуры России легла россыпь открыток с известнейшими медийными лицами.

— Вот они, — сказал Куценко, — наши выпускники… Анна Самохина, Андрей Болтнев, народный артист России Юрий Цурило, заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой маски», художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли, профессор, народная артистка России Антонина Кузнецова, народный артист России Виктор Говздицкий, Владимир Толоконников (Шариков в «Собачьем сердце»), звезда столичной сцены Ирина Гринева, мастер эстрады Сергей Крылов, кинозвезда Анна Яновская, герои фильмов — Роман Курцын, Сергей Шарифуллин («Морской патруль»), Сергей Друзьяк, Владимир Гусев, да разве всех перечислишь?.. Впрочем, вот — декан Щукинского института  Владислав Терещенко — тоже наш…

На снимках: Сергей Куценко в роли Фамусова;  Куценко  — князь Дулебов в спектакле «Т аланты и поклонники».

Фото из архива театра.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page