Из родника, открытого учителем

А ведь у любого чиновника, — хоть в Кремле, хоть на местах — был свой учитель, который его, Митрофанушку, терпеливо, не жалея душевных и физических сил, вел за ручку по школьным и институтским коридорам, образовывал, учил простым и трогательным истинам, учил быть человеком, гражданином.
И НАВЕРНЯКА половозрелый недоросль, дорвавшись до властной кормушки, помнит своих наставников, вкладывавших в него всю душу, не считаясь со временем и здоровьем.

А ведь у любого чиновника, — хоть в Кремле, хоть на местах — был свой учитель, который его, Митрофанушку, терпеливо, не жалея душевных и физических сил, вел за ручку по школьным и институтским коридорам, образовывал, учил простым и трогательным истинам, учил быть человеком, гражданином.

И НАВЕРНЯКА половозрелый недоросль, дорвавшись до властной кормушки, помнит своих наставников, вкладывавших в него всю душу, не считаясь со временем и здоровьем. Помнит, но вынужден забыть, поскольку «реформы» в образовании никоим образом не предусматривают внимание и уважение к учителю, убогому нынче и сирому, поскольку существует государственная программа, предусматривающая разрушение культуры и приближающая гуманитарную катастрофу. Образованные люди нынешним государственным деятелям не нужны, опасны, мыслящий человек для властного временщика — личный враг. Поэтому — пшел вон, Нестор Петрович, со своими моральными принципами, со своими несвоевременными, неудобными мыслями.

Прошу прощения за непраздничные мысли. Не писал бы этого, если бы не знал, как заботилось государство об учителе в Советском Союзе, с каким трепетом и уважением произносилось это слово — учитель. Как тут не вспомнить Н. А. Некрасова:

Молясь твоей

многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить

колени!

Я родился в деревне Перекладово Даниловского района в семье учителя русского языка и литературы Гусева Павла Яковлевича. Вот он и был моим первым учителем во всех отношениях. Ну и мать, конечно, Клавдия Ивановна, с тремя классами церковно-приходской школы, но знавшая наизусть массу стихов, рассказов, сказок и частушек.

Пушкин, Лермонтов, Некрасов — на них строилось воспитание, пробуждение души еще до школы. Любил сидеть у отца на коленях, когда тот проверял тетради, макая ручку в стеклянную чернильницу.

Кстати, отца так и запомнил — идущим в школу с двумя пачками тетрадей и портфелем под мышкою. Школа-семилетка, деревянная, была в полутора километрах от нашей деревни — в селе Спас-Березники. Сейчас, конечно, ни села, ни школы… Но это другой вопрос. Вопрос не о разрушении, а о созидании.

Помню директора школы Калабина, завуча Зефирова, дружил с их детьми. Но особенно памятны учителя — Галина Ивановна Воронина и Анна Николаевна Соломина. Кстати, Анна Николаевна сейчас также живет в Ярославле, руководит ветеранской педагогической организацией, довольно часто встречаемся.

Кстати, мой отец — единственный в то время сельский педагог был заслуженным учителем школы РСФСР и награжден орденами Почета и Трудового Красного Знамени. Ценился государством труд подвижников, созидателей, творцов.

И к этому мы непременно вернемся, Россия всегда славилась учителями и сильна была ими. Ведь нельзя отрицать факта, что основа Русского государства — в особенности русского! — это культура, духовность, о чем иногда вспоминают наши руководители, говоря о «духовных скрепах». Да будет так.

У Евгения Савинова есть стихотворение «Светлый праздник», которое хочу привести полностью.

Есть светлый день у осени моей —

Он соткан из особенного цвета…

Не потому ли в тысячах семей

Готовят благодарные букеты!

И мы, чей так далек учебный класс,

Не в стороне у праздника — учтите! —

Все лучшее, что есть сегодня в нас,

Не кто иной, а заложил учитель!

И музыка родного языка,

И чистота идей, и долг солдата —

Все это к нам пришло из родника,

Открытого учителем когда-то.

Не потому ли в тот нелегкий год,

Когда от парт учебных шли в атаку,

Я за учителем шагнул вперед,

Над ним, сраженным,

после боя плакал.

И в наши дни они, учителя,

Стоят в строю на линии атаки —

Выращивая в детских душах злаки,

Которыми горда

Моя земля!

Счастья вам, учителя, и оптимизма!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page