полномочий больше, чем финансов

В октябре нынешнего года закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнилось десять лет. Одной из основных его идей было разделение муниципальных образований по типам с целью наделения их разными по объему полномочиями. Три муниципальных образования нашей области — Ярославль, Рыбинск и Переславль-Залесский — являются городскими округами, и за этим стоят определенные особенности и проблемы, связанные с реализацией 131-го ФЗ.

В октябре нынешнего года закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнилось десять лет. Одной из основных его идей было разделение муниципальных образований по типам с целью наделения их разными по объему полномочиями. Три муниципальных образования нашей области — Ярославль, Рыбинск и Переславль-Залесский — являются городскими округами, и за этим стоят определенные особенности и проблемы, связанные с реализацией 131-го ФЗ.

БЕЗУСЛОВНО, это важный и прогрессивный закон, — говорит председатель муниципалитета Ярославля Алексей Малютин. — Основной документ, определяющий организационную и финансовую структуру органов местного самоуправления. Однако свои полномочия они выполняют на разных уровнях — от городских округов до сельских поселений. 600-тысячный город с его многочисленными объектами, протяженностью дорог, интенсивностью оказания услуг или небольшое поселение — разница очевидна. А основные доходные источники одинаковы — местные налоги.

Основной налог, формирующий местный бюджет, — федеральный налог на доходы физических лиц. Однако в последние годы идет тенденция на уменьшение доли поступлений от НДФЛ для муниципалитетов. В следующем году они сократятся еще на 10 процентов, 5 из которых уйдут в областную казну.

На таком перераспределении в пользу регионального бюджета настояло областное правительство. Связано это с тем, что решением федеральных властей с муниципального на региональный уровень переходят полномочия по выплате зарплаты работникам образования — педагогам и воспитателям детсадов. Цена вопроса — 1 миллиард 800 тысяч рублей. При этом реально на эти цели необходимо 3 миллиарда 400 миллионов. Вместе с тем областное правительство уверяет, что рост оплаты услуг детсадов допущен не будет — продумываются меры субсидирования.

Однако понятно, что пополнение бюджета средствами от НДФЛ для города гораздо выгоднее, чем получение средств в виде субсидий из вышестоящих бюджетов, потому что в этом случае город сам решает, как рациональнее использовать имеющиеся средства.

Депутаты муниципалитета не согласились с перераспределением налоговых поступлений уже на стадии работы комитета по бюджету, налогам и финансам областной думы над поправками в закон «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты». Область же настаивала на утверждении нового законопроекта, в противном случае обещала уменьшить дотацию на повышение зарплат бюджетникам. Позиция областных парламентариев по утверждению нового законопроекта не была однозначной, однако 15 октября на внеочередном заседании областной думы закон о перераспределении доходов от НДФЛ был принят большинством голосов.

Снижение поступлений от налога на НДФЛ в муниципальный бюджет создаст огромные социальные проблемы, уверен председатель муниципалитета. Проблема бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе и Ярославля, и без того стоит крайне остро. Принятие подобных решений еще более снижает уровень покрытия расходов местного бюджета за счет собственных источников дохода и ставит город в большую зависимость от финансовой помощи из регионального бюджета. Все это лишь усилит дисбаланс между имеющимися у органов местного самоуправления полномочиями и доходными источниками их финансирования. Изменение структуры и объема доходов не только негативно сказывается на финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, но и тормозят решение вопросов местного значения.

— Несоответствие финансовых возможностей муниципальных образований их полномочиям — одна из главных проблем, которая выявилась за 10 лет реализации закона о местном самоуправлении, — считает Алексей Малютин. — Между тем именно по работе органов местного самоуправления, максимально приближенных к населению, люди судят о работе власти в целом. В их компетенции масса серьезнейших вопросов, решение которых обеспечивает ключевые жизненные потребности, — ЖКХ, дороги, образование, культура, спорт. Потому крайне важно, чтобы по всем вопросам местного значения, в том числе по вопросам финансирования, принимались решения, благоприятные и полезные в первую очередь для жителей Ярославля.

На снимке: Алексей Малютин.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page