Благочестивые мологжанки

Есть в Нижегородской глубинке, на живописном берегу реки Оки, село Абабково, а в нем — Никольско-Георгиевский женский монастырь, основанный в 1818 году по благословению преподобного Серафима Саровского. Этот монастырь уникален своими величественными архитектурными шедеврами — храмами, мастерскими, трапезными и келейными корпусами. Обитель известна и любима многими верующими; сюда приезжают богомольцы не только из разных уголков России, но и из зарубежья. Основательницами этого монастыря были монахиня Лампадия и игуменья Евпраксия, уроженки города Мологи Ярославской губернии…  

ДВАЖДЫ ПОКИДАЛА РОДНОЙ ДОМ

Монахиня Лампадия (Лукия Евдокимовна Масленникова) родилась в 1781 году в городе Мологе. Ее родители — коренные мологжане; отец, Евдоким Андреевич Масленников, был из купеческой семьи, а мать, Улита Федоровна, — из мещан.

С малых лет родители прививали в единственной дочери веру в Бога, преподавали азы чтения и правописания, воспитывали в духе христианской любви и благочестия. Лукия же в свою очередь к знаниям стремилась и, более того, чувствовала в себе непреодолимое желание оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Но сильная любовь отца была большим к тому препятствием, и она в 17-летнем возрасте решилась тайно оставить родительский дом и поселиться в каком-нибудь отдаленном монастыре. Лукия понимала, что родители будут ее искать, поэтому переоделась в мужскую одежду, назвала себя Лукианом и поселилась в одном из мужских скитов на острове Валааме.

Несколько лет Лукия несла здесь свое послушание, пока ее тайна о том, что она женщина, не была раскрыта; по законам того времени ее на год посадили в тюрьму, где она с христианским смирением вынесла все лишения. Пока Лукия находилась в заточении, канцелярия службы исполнения наказаний разыскала ее родных и после освобождения передала в руки отцу, который желал выдать свою дочь замуж. Прожив дома в Мологе около года, Лукия все равно покинула отчий дом и ушла странствовать по святым местам  вместе со своей сомолитвенницей, насельницей Мологского Кирилло-Афанасьевского женского монастыря Наталией.

И ПРИШЛИ ОНИ

В АБАБКОВО

Лукия и Наталия больше года странствовали по России от одного монастыря к другому, исповедовались, причащались и в своих молитвах просили Бога определить им место для своего служения. Однажды по пути в нижегородскую обитель в Дивеево они остановились для отдыха на правом берегу реки Оки, возле села Абабково. Эта живописная, уединенная местность очаровала девушек. Здесь, на окраине большого села, стояла старинная деревянная церковь, в которую они зашли на богослужение. На службе было много народу, и, как гласит предание, Лукия и Наталия познакомились в церкви с местной помещицей Натальей Яковлевной Прокофьевой, которая после богослужения пригласила странниц в свой дом отобедать.

Поблагодарив за радушный прием, Лукия и Наталия рассказали помещице о своем давнем желании поселиться в уединенном месте для молитвы. Помещица поддержала это желание, сказав, что батюшка Серафим Саровский давно благословил ее на помощь в устройстве женской богадельни. Лукия решила сходить в Саровский монастырь. Великие саровские старцы Назарий, Иларион и Серафим благословили ее на устройство богадельни, а старец Иларион постриг Лукию в монахини с именем Лампадия. После чего мать Лампадия, бывшая Лукия, вернулась к Прокофьевой в Абабково, где они рядом с храмом Георгия Победоносца построили несколько келий, в которых и поселилась мать Лампадия со своей сомолитвенницей мологжанкой Наталией. Так образовалась богадельня для помощи всем страждущим и нуждающимся.

ИЗ БОГАДЕЛЬНИ ВЫРОС МОНАСТЫРЬ

Около пяти лет мать Лампадия возглавляла богадельню в Абабкове, более известную по документам того времени как Свято-Георгиевская пустынь. В эту пустынь шли люди, ищущие тишины для молитвы, мира и покоя для души. За пять лет, что мать Лампадия вместе с Наталией под духовным окормлением Саровской обители возглавляла богадельню, здесь нашли приют и утешение сотни людей. Неустанно присылали материальную помощь со всей России, а неизменным благодетелем оставалась помещица Прокофьева. Уважение к монахине Лампадии росло, о ее заслугах знало все большее число людей, но 18 мая 1823 года сорока двух лет от роду после сильной и мучительной горячки мать Лампадия скончалась. Ее похоронили за алтарем церкви, и еще очень долго, пока ее мощи не были перенесены на другое место, на могилке ежедневно совершали панихиды, а сестры обители читали молитвы.

Согласно сохранившемуся в монастырских летописях преданию, мать Лампадия была нравом тихая, кроткая, характера общительного, ласкового, но малоразговорчива. Одевалась в крестьянский черный чапан, подпоясавшись ремнем, на голову надевала не платок, а монашескую шапочку. К довершению всего носила довольно чувствительные вериги, которые в целости сохранились до сих пор как немые свидетели тайных великих подвигов блаженной подвижницы. К прискорбию, время уничтожило еще одно вещественное доказательство подвигов блаженной — это ту пещерку, в которую она удалялась для молитвы в ненастные и зимние дни и ночи. Пещерку эту хорошо помнили долгое время не только поселяне села Абабкова, но и многие сестры обители.

За свою короткую жизнь мать Лампадия сумела сплотить вокруг себя солидный круг насельниц обители, несколько из  них были с ее малой родины, из Мологи. Одной из них была родственница матери Лампадии, Евдокия Титова, в обители ставшая игуменьей Евпраксией. Именно под ее началом Абабковская богадельня была обустроена, были построены храмы, трапезные, кельи, и указом Священного синода от 19 декабря 1848 года обитель была преобразована в монастырь.

МАТЬ ЕВПРАКСИЯ

Игуменью Евпраксию от рождения звали Евдокия Титовна Андреева. В метрических книгах церкви села Веретея (ныне Некоузский район) Мологского уезда написано следующее: «У крестьянина деревни Сысоево  Тита Андреева тысяча восемьсот шестого года февраля месяца 28 числа родилась дочь Евдокия, крещена четвертого марта; воспреемницею у ней была того же Веретейского прихода деревни Острог вдова Олимпиада Андреева».

О детстве, отрочестве и юношестве будущей игуменьи Евпраксии ничего неизвестно. Ее следы обнаруживаются только в 1826 году, когда она пришла в Абабковскую богадельню, которую основала ее родственница из Мологи Лукия Евдокимовна Масленникова — мать Лампадия.

В первые годы жизни в богадельне Евдокия Андреева зимой несла послушание ткачихой, а летом — огородницей. В 1831 году она поступила в Николаевский женский монастырь в городе Арзамасе. А чуть позже с разрешения игуменьи этого монастыря отправилась в Саровский монастырь взять благословение на иноческую жизнь у преподобного Серафима Саровского.

«… Мир тебе, раба Божия, — сказал ей старец, — молись больше Господу, и у тебя будут детки, и много будет детей, ты должна быть Саррой!».

Евдокия тогда подумала, что старец предсказывает ей мирскую семейную жизнь. Однако смысл слов преподобного Серафима стал ей понятен спустя много лет, когда в 1846 году мать Ксения, перенявшая бразды правления богадельней от матушки Лампадии, отказались от управления Абабковской богадельней и все сестры, которые помнили и любили Евдокию, стали просить назначить ее к ним настоятельницей. Евдокия к тому времени была в рясофорном постриге и носила имя Палладия. С ее приходом число сестер стало расти, что заставило заниматься строительством обители. Этот сложный крест матушка не решалась понести и потому попросилась в Дивеево, на что старец Серафим Саровский ей ответил: «… Нет тебе на то благословения грешного Серафима! Тебя ждет свой Дивеев. Возвратись к Егорию (Георгию), где ты прежде жила. Тебе Бог даст благодетеля, не барина, не крестьянина». И  благодетели появились, в том числе некий купец Николай Акифьев, на средства которого на территории обители был построен и освящен большой каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы; позже больничный корпус с церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», затем трапезная, прос-

форная и прочие монастырские постройки. В 1855 году территория обители была обнесена величественной каменной оградой, за которой были построены дома для священнослужителей, гостиницы для паломников и хозяйственные постройки. Община быстро росла и крепла; из сорока человек сестер обители семеро были из Мологского уезда Ярославской губернии. 2 августа 1859 года мать Палладия была возведена в сан игуменьи монастыря с именем Евпраксия.

МОНАСТЫРЬ БЛАГОЧЕСТИВЫХ МОЛОГЖАНОК

С каждым годом под руководством матери Евпраксии монастырь расширялся, количество насельниц росло, а известность обители выходила далеко за пределы Нижегородской губернии. Средства на обустройство обители шли отовсюду…

В 1861 году в обители были построены еще два храма, один из которых — взамен  деревянного, что был в селе при появлении там матери Лампадии, — храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Все храмы обители были богатыми. Многие иконы, которые писали здесь же, имели серебряные оклады и были украшены драгоценными камнями. Перед иконами горели красивые серебряные и фарфоровые лампады. Богослужебная утварь была из позолоченного серебра и украшена финифтью. В ризнице хранилось много комплектов церковных облачений, была и церковная библиотека. Для паломников построили большой дом на каменном фундаменте. Для сестер — двухэтажный жилой корпус. А за оградой монастыря стал корпус церковно-приходской школы для местных жителей.

Великих трудов стоило матери Евпраксии собирать средства, договариваться с рабочими, изучать чертежи и решать вопросы строительства. Именно поэтому в 1862 году она заслуженно была награждена наперстным золотым крестом.

В 1865 году мать Евпраксия заложила строительство большого каменного пятиглавого трехпрестольного собора во имя Святой Троицы. Длилось строительство больше 20 лет и было завершено в 1886 году. К тому году в монастыре проживали около 100 сестер, которые занимались сельским хозяйством, разнообразными ремеслами и церковными рукоделиями. До полного освящения всех приделов Троицкого cобора матушка Евпраксия не дожила. В начале 1885 года она почувствовала упадок сил и перестала выходить из кельи. 16 января, собрав вокруг себя насельниц обители, она всем дала указания, наставления, а затем мирно отошла ко Господу.  

А история монастыря после ухода основательниц в иной мир была неутешительной. В 1928 году монастырь был окончательно разорен и закрыт. Долгие годы на его месте было запустение и разорение, лишь с 8 февраля 1995 года там вновь зазвучали слова молитвы, в том числе молитвы об упокоении двух благочестивых мологжанок — монахини Лампадии и игуменьи Евпраксии.

На снимке: обитель в начале ХХ века.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page