Турист стучит в крестьянский дом

Жан-Мари Перье, французский крестьянин, владеющий 120 гектарами земли и 150 головами крупного рогатого скота, в России оказался впервые. На Третий международный  туристический фестиваль «Визит Россия — 2013», проходивший в конце октября на Ярославской земле, его пригласили не для выступления по вопросам разведения  скота мясной породы, в чем он, бесспорно, дока. Жан-Мари — председатель ассоциации «Сельский прием», созданной в крестьянской среде Франции. В нее входят также ученые, аниматоры — все, кого интересует экологический туризм.

В ХОЗЯЙСТВЕ работаю с сыном, — рассказывал  немолодой француз. — Гостями, проживающими во Франции, приезжающими из Бельгии, Германии, Швейцарии, занимается супруга. Туристам отведены три комнаты, где могут поселиться 10 человек. Учет их пребывания, как заведено в стране, ведется ночевками. Так вот моя семья  за год предоставляет 1000 — 1200 ночлегов и примерно 500 обедов. Еда на столе своя: мясо с фермы, фрукты из сада. Угощаем и раками, которых также разводим.

 Ассоциация «Сельский прием» состоит из 1500 индивидуальных членов, ежегодно прирастая на пять процентов.

Французскому крестьянину на форуме не пытались  противопоставить похожие местные примеры, хотя, несомненно, положительный российский опыт существует. Тарас Астахов, председатель Ассоциации содействия развитию агротуризма, признавался, что сельский туризм в РФ находится в зачаточном состоянии. Отсутствуют связи владельцев сельских усадеб с органами  муниципальной власти, от которых и не исходит необходимая поддержка заинтересованных в  дополнительной работе людей. Негде узнать, кто мог бы принимать туристов и кто хочет выехать на отдых в деревню. Открытие мини-гостиниц на подворьях тормозится  действующими требованиями Роспотребнадзора об организации питания. А без кухни бессмысленно приглашать, особенно иностранцев, которые, ко всему прочему, хотят отведать неизвестную, сугубо деревенскую пищу.

— От нас ушло гастрономическое наследие предков, забыли, что ели дед и бабка, — искренне сокрушался профессор, доктор экономических наук Александр Мерзлов. — От Калуги до Камчатки — одинаковое меню. Интуристов, которые рассчитывают на экзотику в крестьянской еде — щах из печи, ржаном хлебе, окрошке, квашеной капусте — кормят салатом «Оливье», мясом по-французски.

Село утеряло и архитектурное наследие. В Центре устойчивого развития сельских территорий Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева, возглавляемого Мерзловым, поспешили собрать коллекцию наличников с развалившихся опустевших домов. Тридцать два из них прежде радовали глаз в деревнях Мышкинского района Ярославской области. С подлинным укладом жизни, по мнению ученого, можно познакомиться лишь у забайкальских староверов, которые, несмотря на кажущуюся закрытость, привечают путешественников. В Тарбагатайском районе Бурятии, на реке Селенге, местные жители, как в старину, расписывают дома, их семейные распевы, наигрыши попали в каталоги ЮНЕСКО.

Загородный туризм не может развиваться без прочной опоры на федеральное законодательство, не имея государственной поддержки, какую, к примеру, оказывала у себя Франция в семидесятые годы, чтобы остановить  отток населения из сельской местности. Владельцы гостевых домов в деревнях сейчас должны знать, по каким правилам строить бизнес. Им необходимо пройти обучающие курсы, сертификацию, осознать выгоды, которые несет сельский туризм, обеспечивая поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, сохранение культурного наследия, улучшение демографической ситуации. Тарас Астахов считает, что один гостевой дом на деревенском подворье создаст 7 — 8 рабочих мест, позволит выстоять такому же количеству жилых домов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page