Не виноват ли в гибели «локомотива» ветер

Достаточно простую, но при этом весьма правдоподобную версию трагедии 7 сентября 2011 года представил наш читатель.

Сегодня хочу сказать свою версию причины катастрофы самолета с хоккейной командой «Локомотив». Недавно прочитал публикацию о программе «Битва экстрасенсов», где ясновидящие как бы доподлинно установили причину крушения самолета из-за его технической неисправности.

КАЗАЛОСЬ бы, что все возможности для верного ответа на этот вопрос уже исчерпаны, вплоть до привлечения нечистой силы. Был и черный ящик, и всевозможные экспертизы, натурное проведение экспериментов с имитацией взлетов этого типа самолета и сделаны выводы государственной комиссии. Казалось бы, что еще можно к этому добавить? Но тем не менее на мой взгляд, вопросы остаются, поскольку есть один момент, совсем не учтенный в расследовании причины катастрофы самолета. Я имею в виду погодные условия, а именно ветер.

Получилось так, что в тот трагический день, 7 сентября 2011 года, и даже в час трагедии, я ловил рыбу с резиновой лодки на Волге вблизи деревни Сорокино, которая стоит недалеко от Туношенского

аэродрома. Я много лет увлекаюсь рыбалкой в этом месте, и мне приходилось стоять на лодке вблизи фарватера в самую разную погоду. Но в тот день Волга была страшна для меня и моего суденышка. Я долго колебался: плыть мне или не плыть, но азартный рыбак победил. Тугой напор северного или, может быть, северо-восточного ветра гнал крутую волну с белыми гребнями, которая иногда захлестывала лодку. Волгу не так просто раскачать. Скорость ветра, который свистел в ушах, была, по-моему, не меньше 10 метров в секунду. И он дул ровно и с одинаковой силой. Мне есть с чем сравнивать силу этого ветра, так как здесь же меня заставала гроза, когда порывы ветра были больше 20 метров в секунду. Я думаю, что в скорости ветра я немного могу ошибиться, так как несколько десятилетий слежу за погодой по сводкам метеопрогноза, учитывая их зимой и летом на охоте и на рыбалке в полях и на просторах большинства наших водоемов.

Естественно, я знал, что в тот день в Ярославль съезжалось большое количество высоких персон. В небе виделись самолеты и вертолеты в районе Туношенского аэродрома. Недалеко от меня, вблизи берега, вооруженные бойцы отрабатывали приемы покидания вертолета на подвесных системах, раскачиваясь на ветру. Вертолет многократно улетал, а затем неожиданно снова появлялся низко из-за леса. В какой-то момент я увидел высокий столб черного дыма в районе Туношенского острова. Мне подумалось, что это отрабатываются приемы борьбы с пожарами, поскольку горело несколько в стороне от аэродрома.

Спустя какое-то время из пены волн подплыла лодка, в которой сидели два молодых рыбака, и рассказали, что сейчас на берегу по радио слышали, что разбилась наша хоккейная команда «Локомотив». Это было такое ужасное сообщение, что казалось невероятным. Однако столб черного дыма, что недавно виделся, перечеркивал все сомнения. Тут же, смотав все свои снасти, я подплыл к берегу, где стояли парень и девушка с охапкой цветов. Они плакали и, не стесняясь своих слез, попросили отвезти цветы на середину Волги и опустить их в воду. Думаю, что это было первое возложение цветов погибшим хоккеистам.

Читая публикации о расследовании причин катастрофы самолета ЯК-40, я узнал, что по показанию самописцев самолет был технически исправен, что взлетная скорость самолета 210 километров в час. И начал взлетать он при скорости 230 километров. Но почему-то все-таки не взлетел. Официальная версия причины гибели самолета объясняется неправильными действиями экипажа. Якобы один пилот тянул штурвал на взлет, а другой почему-то давил на педаль тормоза. Эта версия всю вину возлагает на пилотов, но она никак не может быть подтверждена объективными доказательствами, это утверждение может быть только предположением. Мне долго казалось, что для объяснения трагедии начнут учитывать погоду, в частности ветер, но этого не происходило.

Если принять во внимание ветер при взлете самолета, то причина трагедии становится понятной и легко объяснимой. Сила ветра в 8 — 10 метров в секунду соответствует скорости в 30 — 36 километров в час, и этот ветер в то время был попутный для самолета, что очень важно – попутный! А это значит, что самолет мог взлететь только при скорости 240 и даже, возможно, при — 250 километров. Как же мог происходить взлет самолета? Можно представить себе, как это было. Пилоты начали разгон самолета и при скорости 230 километров (по данным самописцев черного ящика) начинают взлет. Скорость 230 километров в час, казалось бы, значительно больше необходимой в 210 километров. Но требуемой взлетной скорости для данных погодных условий самолет не достиг. При взлете самолета опускаются лонжероны, которые создают дополнительно сильное сопротивление. Самолет далее с трудом набирает скорость, но не взлетает, бетонная полоса кончается, и он продолжает разгон по грунту и, наконец, взлетает. А дальше самолету не хватает высоты, и он врезается в металлическую мачту. Вопросов о несогласованных действиях экипажа в этом случае не возникает. В выводах комиссии о причине катастрофы погодного фактора нет, как будто в тот день была идеальная погода с легким боковым ветерком.

Сказанное мной здесь о сильном попутном ветре может быть утончено по данным метеоцентра в этот день и час и по измерениям его аэродромными службами в момент полетов. Тут возникает много вопросов. Проводились ли такие измерения? Доведены ли они были до экипажа? Какие скорости ветра им были сообщены? Или в силу спешки, по причине прилета важных и суперважных персон на Мировой политический форум летчикам ничего не сообщили. Или только подгоняли: быстрей освобождайте взлетно-посадочную полосу! А дальше можно оценить, учитывали ли пилоты погодные условия того дня. Я считаю, что ответы на эти вопросы могут быть получены.

Обращает на себя внимание, что при расследовании серьезных происшествий выдвигаются самые невероятные и даже фантастические версии, придумываются сложнейшие схемы, хотя наш жизненный опыт показывает, что причины этих происшествий очень часто лежат если не на поверхности, то объясняются простыми вещами.

На снимке: столб дыма в районе Туношны.

Фото с камеры наружного наблюдения гостиницы «Юбилейная».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page