Отдел природы под угрозой

Отдел природы Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника оказался в роли нежеланного квартиранта, которого лишают жилья и выгоняют на улицу. В такой же ситуации оказались не только музейные работники и музейные коллекции, но и живой символ города Медведица Маша, которая более 25 лет живет на территории музея заповедника.  

Перспектива оказаться в роли БОМЖа у музея-заповедника возникла вследствие необходимости исполнения Федерального закона N 327-ФЗ от 30 ноября 2010 г.

«О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Спасо-Преображенский монастырь на Богоявленской площади в Ярославле, на территории которого сейчас располагаются большинство отделов музея-заповедника, должен быть освобожден к 2018 году. В течение этого промежуточного периода по договоренности между РПЦ и департаментом культуры идет совместная эксплуатация территории и зданий. Церковь проводит свои выставки и мероприятия, подготовительные работы, музей пока продолжает работать на старых площадях. Но с некоторых пор сотрудники музея стали получать со стороны представителей Ярославской Епархии и Митрополии знаки неудовольствия. Особенное раздражение у некоторых представителей РПЦ вызывает именно отдел природы, в адрес которого раздаются реплики о «некорректности размещения чучел в монастыре», и о том, что нельзя устраивать в монастыре зверинец. Последнее относится к Медведице Маше, которую которую более четверти века назад крохотным медвежонком, оказавшимся среди людей по воле случая спасли и приютили сотрудники музея.

И все упорнее витают слухи, что РПЦ собирается настаивать на скорейшем выселении из монастыря отдела природы. А выселяться музею пока что совершенно некуда. И хорошо, если эту проблему удастся разрешить к 2018 году. В конце прошлого года по этому поводу в Ярославль приезжал заместитель министра культуры. Был озвучен предварительный план: экспозиция переедет в помещение комендатуры и частично госпиталя Ярославского военного гарнизона на улице Андропова, а для обширных фондов будет построено фондохранилище в Брагино.

Фондохранилища пока нет еще и в стадии проекта, так же как нет и финансирования на его строительство, а здание на углу Андропова и Революционной пока еще находится на балансе Министерства обороны и неизвестно когда перейдет в иную собственость. Понятно, что перед тем как вселять туда музей, надо сделать ремонт, подготовить помещения, на что нужно и время и деньги.

Печально, что такая неприятная ситуация сложилась накануне 150-летнего юбилея музея-заповедника, которое будет в 2015 году. И родился музей именно с отдела природы. Начало музею, собственно, как и всему музейному делу в регионе, положило Общество для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении и персонально член Общества Андрей Станиславович Петровский, ботаник, преподаватель Демидовского лицея.

Об истории музея и нынешней ситуации рассказывает старший научный сотрудник Ярославского музея-заповедника, эксперт по культурным ценностям, Заслуженный работник культуры РФ Нина Александровна Грязнова:

«В Советское время музей Общества стал отделом природы государственного музея, носившего разные названия, среди которых наиболее запоминающимся было «Ярославский краеведческий музей». В 1959 году он преобразуется в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музей не просто получает новое название, а еще и переезжает из здания присутственных мест на Советской площади (в настоящее время в нем размещается Ярославская областная дума) на территорию бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Ветераны музея вспоминают о том, с каким большим напряжением сил это удалось осуществить, а часть коллекций пришлось перевозить даже на санках. Дело в том, что к концу 50-х годов XX века в Ярославле были проведены масштабные работы по реставрации храмов – памятников архитектуры XVI-XVII веков. Заботы об их сохранении и дальнейшей реставрации и были возложены на музей-заповедник. С этого времени мы ведем отсчет нового этапа в развитии музейного дела региона, наиболее масштабного по объему выполненных работ. Достаточно упомянуть «музейный бум» 1980-х годов. Музей-заповедник, как самая притягательная достопримечательность города, размещал в своих разнообразных экспозициях огромный поток экскурсионных групп, обеспечивая их прием и в будни и в праздники. Довольно часто прохождение групп по отделам музея приходилось расписывать по минутам. Посещаемость в конце 80-х годов составляла свыше 800  000 человек в год. Тогдашний первый секретарь Ярославского обкома КПСС Ф.И. Лощенков считал своей обязанностью всех официальных гостей знакомить с историей и культурой региона в музее-заповеднике.

Одной из самых больных проблем современной трансформации музея-заповедника является перемещение отдела природы. Вопрос этот ставился в музейной среде еще в начале 1990-х годов, ведь музей за последние 50 лет существенно вырос: он пополнил свои фонды, завел реставрационные мастерские, открыл новые экспозиции («Слова о полку Игореве, к примеру). Поэтому музею требовались дополнительные площади для развития. Самому отделу природы также уже давно не хватает пространства для организации интерактивной образовательной работы со школами. Тогда, однако, поднятый вопрос не имел перспектив для разрешения в силу сложной экономической ситуации в стране.

Отдел природы всегда играл заметную роль в составе большого музея. Его коллекции и экспозиции отличаются эксклюзивностью и всегда впечатляют экскурсантов. Собрание естественной истории формировали известные исследователи и знатоки природы. Прежде всего, назовем Л.П. Сабанеева, автора знаменитой книги «Рыбы России» и его братьев Владимира Павловича и Николая Павловича, энтомологов А.И. Яковлева, А.В. Шестакова, ботаников А.С. Петровского и А.М. Дмитриева, миколога И.В. Серебрянникова. Эти коллекции, собранные еще в XIX-м – начале XX-го века, и по сию пору сохраняются музеем-заповедником. Всероссийскую славу его экспозициям составили труды известного исследователя, писателя, охотника, художника и скульптора-таксидермиста Н.В. Кузнецова (1902-1958), его сподвижников и последователей. В музейном мире диорамам в экспозиции ярославского отдела природы по оригинальности замысла и мастерству художественного воплощения аналогов не имеется. Не случайно, они вошли в состав Проекта «Русские музеи: уникальные коллекции» (публикация в журнале World Art музей. 2004. №12/13. С. 262-289). «В контексте эпохи постмодернизма панорамы Кузнецова представляют собой уникальный артефакт. Они знаменуют последний этап европейского исторического жанра: от греко-римских и библейских сюжетов до новейшей и, наконец, самой «естественной» истории. Через трехмерную панораму осуществлялся переход от станковой картины во вселенную экранных форм». Так характеризуют «картины» Кузнецова авторы журнальной публикации.

Поэтому перед нынешними специалистами стоит задача огромной сложности: в связи с трансформацией музея-заповедника и переездом в другие здания сохранить, по возможности в целости, хрупкое природное наследие. Для этого предстоит заранее подготовить все необходимое для монтажа диорам, что называется «с колес». А пока ярославцы и их гости имеют возможность запечатлеть в своей памяти старую экспозицию, которую смотрят все дети Ярославля. В этой фразе нет преувеличения. Очень часто, когда речь заходит о посещении музея, жители города вспоминают о том, как они с папой-мамой или с классом (детсадом) ходили в отдел природы и видели там большого медведя или аиста, к примеру. И это вторая причина, по которой мы не имеем права прерывать «связь времен», то есть обделить впечатлениями маленьких ярославцев, оставив их надолго без отдела природы. Вы, конечно, можете сказать, что много чего сейчас можно увидеть в Египте, Таиланде, да и мало ли где еще. Но мы как-то стараемся быть в ответе за образ России и той ее части, которую у нас принято называть «малой Родиной». В 1990-е годы музей-заповедник, в период кризиса в туриндустрии, происшедшего в связи с исчезновением бесплатного профсоюзного туризма, обратился к разработке программ дополнительного образования и развития для местного населения, прежде всего, учащихся средних школ. Программы эти уже 20 лет как успешно работают. Экскурсии и лекции специалистов отдела природы составляют неотъемлемую их часть

В последнее время мы иногда слышим не очень компетентные, на наш взгляд, реплики по поводу «некорректности размещения чучел в монастыре». Хотелось бы обратить внимание, что в нашей ситуации это не просто чучела, а палеонтологические, микологические, ботанические, зоологические, геологические, энтомологические коллекции, составляющие все вместе природное наследие региона. За поддержкой обратимся еще раз к вышеупомянутому журналу, который подробно остановился на термине «таксидермия (от греч. taxis – устройство и derma – кожа, шкура) – изготовление чучел животных. Объясняя технические приемы создания чучел, автор текста подчеркивает, что «таксидермист должен не только в совершенстве владеть техническими приемами этого мастерства. Он также должен быть анатомом и экологом, хорошо знать биологию животного, обладать художественным видением, то есть быть настоящим художником». Именно такие произведения таксидермического мастерства и составляют основу зоологической коллекции музея.

В связи с трансформацией музея-заповедника поднимается вопрос и о медведице Маше, которую патронирует отдел природы. Музей поселил ее на своей территории не только в качестве геральдического символа города. Он просто еще спасал зверя, оказавшегося среди людей по воле случая. В голодные 90-е горожане, откликнувшись на обращение музея, носили медведю продукты. И дети, и взрослые. Но медведица очень быстро научилась сама зарабатывать себе на «достойную жизнь», став «звездой» и брендом туристического Ярославля. Одно время музею пришлось вести почти дипломатическую переписку с европейской представительницей Общества защиты животных, которая уже и сертификат выправила на перевоз медведицы в Европу. Она посчитала, что условия проживания Маши в Ярославле оставляют желать лучшего. В результате с помощью нашего благотворителя, Ярославского нефтеперерабатывающего завода, вольер медведицы был благоустроен и вырос по площади ровно в 2 раза. Свидетельством благополучия Маши является ее долгая жизнь в неволе – свыше 25 лет. Мы надеемся, что она, будет еще долго радовать своим здоровьем и ухоженным видом горожан и туристов и за долголетие попадет в книгу рекордов Гиннеса. То, что она живет в бывшем монастыре, очевидно, не нарушает церковных правил, к которым мы не можем не относиться с уважением. В монастырях ведь всегда жили диковинные животные. Из жизнеописаний святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского известны факты приручения ими диких зверей (прославленный русский художник М.В. Нестеров, создавший несколько картин с изображением святого Сергия, на одной из них представил преподобного с медведем, лежащим у ног) в период отшельнической жизни в лесу. Сейчас другие времена, но, на наш взгляд, медведица уже стала частью истории города. Музей, к тому же, как публичное учреждение культуры, не имеет права снимать с себя ответственность за тех, кого приручил.

Мы затронули только одну из множества проблем, стоящих перед музеем-заповедником в связи с исполнением Закона. Вдумчивое и поступательное их решение с помощью властных структур и заинтересованной общественности послужит появлению в городе музея нового качества, который не нужно приспосабливать к предоставляемым зданиям и помещениям, а создавать как один из ресурсов инвестиционного развития города в туристическом отношении.»

На снимках: знакомые с детства диарамы отдела природы; научный сотрудник Ярославского музея-заповедника Нина Александровна Грязнова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page