Член Совета Федерации РФ от Ярославской области Виктор Рогоцкий предлагает реформировать Министерства энергетики, создать структуру, подобную некогда существовавшему РАО ЕЭС, списать долги малообеспеченным гражданам за жилищно-коммунальные услуги и ограничить выдачу потребительских кредитов более обеспеченным неплательщикам. Эти мысли он высказал во время недавнего совещания в аналитическом центре правительства России на тему: «Законодательные инициативы по укреплению платежной дисциплины среди потребителей энергоресурсов».
Наш разговор начался с вопроса напрямую не относящегося к теме, но касающегося благих, на первый взгляд, законодательных инициатив и механизма их действия.
— Вступил в действие новый антитабачный закон, он затронул очень многих. Сужу хотя бы по такой частности: небольшая заметка на сайте «Золотого кольца» о том, что в Ярославле создается объединение противников этого закона, вызвала огромный интерес: только за сутки к ней обратились 7,5 тысяч индивидуальных пользователей. Как вы лично оцениваете этот закон?
— Я сам был страстным курильщиком, но в 62 года бросил. Как сказал классик, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. С одной стороны, антитабачный закон – это забота о здоровье людей – и курильщиков, и особенно тех, кто подвергается, сам того не желая, воздействию табака. Но как бы нам с водой не выплеснуть и ребенка. Кропотливую работу по пропаганде вреда табака подменяют кампанейщиной, наскоком. Вместо того, чтобы оборудовать комнаты для курения в организациях, на предприятиях, в аэропортах, — сплошной запрет. Получается иной раз анекдотичная ситуация: вот Совет Федерации находится рядом с Генеральной прокуратурой, расстояние меньше 15 метров, и теперь ни сенаторы, ни прокуроры не могут курить на улице.
— А где же тогда?
— Курят в кабинетах. Мы помним антиалкогольные компании, все эти «трезвые» свадьбы, когда на столе стояли бутылки с боржоми… А в них была водка.
— Виктор Викторович, чему было посвящено совещание в аналитическом центре правительства России, где вы выступали модератором?
— Прежде всего, проблеме долгов в энергетической сфере по всей цепочке: от газовиков и генерирующих компаний до конечного потребителя, особенно бюджетного. Смотрите, на 1 января нынешнего года задолженность за электроэнергию, газ, тепло, горячую воду составляла гигантскую сумму – 1,899 триллионов рублей. Из них 351 млрд. – это просроченная задолженность, то есть ей больше трех месяцев. Нужно подчеркнуть, что дебиторская задолженность за последние три года выросла в полтора раз, и увеличивается каждый год.
Меня очень огорчает то, что до сих пор не принят в окончательном виде закон об улучшении платежной дисциплины. Хотя в декабре 2012 года мы приняли его в первом чтении Согласно законопроекту каждый день просрочки по платежам должен обходиться должнику в 1/170 от ставки рефинансирования Центробанка РФ, это примерно 18 процентов годовых. А то получается: сейчас каждый день просрочки платежа – это 1/300 от ставки рефинансирования, то есть 9-10 процентов годовых. И организации выгоднее фактически кредитоваться у энергетиков, чем в банках, под 15 процентов. Сами того не желая, энергетики превращаются в крупнейший банк.
Кроме того, согласно этому закону, в разы увеличиваются штрафы за бездоговорное подключение к сетям – до 50 тысяч для физических лиц и до 300 тысяч — для юридических. Усиливается и административная ответственность – вплоть до уголовной.
Но, увы, сейчас уже июнь, а второго чтения закона нет как нет. Хотя председатель СФ Валентина Матвиенко дала подобное поручение.
— Вы в этом году уже выступали в Совете Федерации с предложением по частичному списанию долгов населения за жилищно-коммунальные услуги. Каков результат?
— Да я предложил в целях развязки проблемы неплатежей списать разово 25-27 млрд. рублей, — это задолженность за ЖКУ семей, находящихся за чертой бедности. Все равно оплатить эти суммы они не смогут. Больно смотреть, как иногда показывают, когда приходят судебные приставы к людям и начинают описывать последнее имущество за долги, какой-нибудь старенький телевизор, холодильник. Почему приставы не идут к богатым, среди них немало таких, которые вообще не платят?
— А вот как быть со средним классом, там тоже немало необязательных потребителей?
— Тут ситуация особая. Недавно я выступил с предложением об ограничении потребительских кредитов в банках, если у заемщика никуда негодная история по оплате услуг ЖКХ. Что тут началось, меня обвинили в наступлении на права человека. А, в сущности, это мое предложение во благо этому самому заемщику, иначе ведь он уже двумя ногами завязнет в кредитном болоте: и банку должен, и за ЖКУ.
— И что теперь с предложением по списанию долгов?
— Пока ситуация неопределенная. Это предложение шло в связке с другими: сделать федеральный стандарт по оплате ЖКУ не 22 процента, как сейчас, а 15, чтобы семья платила за эти услуги не более 15 процентов от своего совокупного дохода. И, во-вторых, я предложил платить за ЖКУ в зависимости от качества жилья: если оно аварийное, то коэффициент понижающий – 0.6, а если элитное, то повышающий – 1.5. Пока все на рассмотрении.
И еще одно мое предложение поддержала Валентина Матвиенко, и она тоже считает, что нужно выносить его на правительство. Речь идет о том, чтобы разделить Министерство энергетики на два. Одно должно заниматься нефтью, газом, переработкой, трубопроводным транспортом, чем с удовольствием занимается нынешний министр Новак. А другое министерство должно сосредоточиться на функционировании энергетического комплекса, его модернизации, инвестициях в энергетику.
— То есть вернуть то, что раньше называлось РАО ЕЭС России?
— Пожалуй, да. У отрасли должен быть свой штаб, ибо накопилось очень много вопросов.
Беседовал Николай АЛЕКСЕЕВ