Сенатор Виктор Рогоцкий предлагает возродить РАО ЕЭС

РОгоцкийЧлен Совета Федерации РФ от Ярославской области Виктор Рогоцкий предлагает реформировать Министерства энергетики, создать структуру, подобную некогда существовавшему РАО ЕЭС, списать долги малообеспеченным гражданам за жилищно-коммунальные услуги и ограничить выдачу потребительских кредитов более обеспеченным неплательщикам. Эти мысли он высказал во время недавнего совещания в аналитическом центре правительства России на тему: «Законодательные инициативы по укреплению платежной дисциплины среди потребителей энергоресурсов».

Наш разговор начался с вопроса напрямую не относящегося к теме, но касающегося благих, на первый взгляд, законодательных инициатив и механизма их действия.
— Вступил в действие новый антитабачный закон, он затронул очень многих. Сужу хотя бы по такой частности: небольшая заметка на сайте «Золотого кольца» о том, что в Ярославле создается объединение противников этого закона, вызвала огромный интерес: только за сутки к ней обратились 7,5 тысяч индивидуальных пользователей. Как вы лично оцениваете этот закон?
— Я сам был страстным курильщиком, но в 62 года бросил. Как сказал классик, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. С одной стороны, антитабачный закон – это забота о здоровье людей – и курильщиков, и особенно тех, кто подвергается, сам того не желая, воздействию табака. Но как бы нам с водой не выплеснуть и ребенка. Кропотливую работу по пропаганде вреда табака подменяют кампанейщиной, наскоком. Вместо того, чтобы оборудовать комнаты для курения в организациях, на предприятиях, в аэропортах, — сплошной запрет. Получается иной раз анекдотичная ситуация: вот Совет Федерации находится рядом с Генеральной прокуратурой, расстояние меньше 15 метров, и теперь ни сенаторы, ни прокуроры не могут курить на улице.
— А где же тогда?
— Курят в кабинетах. Мы помним антиалкогольные компании, все эти «трезвые» свадьбы, когда на столе стояли бутылки с боржоми… А в них была водка.
— Виктор Викторович, чему было посвящено совещание в аналитическом центре правительства России, где вы выступали модератором?
— Прежде всего, проблеме долгов в энергетической сфере по всей цепочке: от газовиков и генерирующих компаний до конечного потребителя, особенно бюджетного. Смотрите, на 1 января нынешнего года задолженность за электроэнергию, газ, тепло, горячую воду составляла гигантскую сумму – 1,899 триллионов рублей. Из них 351 млрд. – это просроченная задолженность, то есть ей больше трех месяцев. Нужно подчеркнуть, что дебиторская задолженность за последние три года выросла в полтора раз, и увеличивается каждый год.
Меня очень огорчает то, что до сих пор не принят в окончательном виде закон об улучшении платежной дисциплины. Хотя в декабре 2012 года мы приняли его в первом чтении Согласно законопроекту каждый день просрочки по платежам должен обходиться должнику в 1/170 от ставки рефинансирования Центробанка РФ, это примерно 18 процентов годовых. А то получается: сейчас каждый день просрочки платежа – это 1/300 от ставки рефинансирования, то есть 9-10 процентов годовых. И организации выгоднее фактически кредитоваться у энергетиков, чем в банках, под 15 процентов. Сами того не желая, энергетики превращаются в крупнейший банк.
Кроме того, согласно этому закону, в разы увеличиваются штрафы за бездоговорное подключение к сетям – до 50 тысяч для физических лиц и до 300 тысяч — для юридических. Усиливается и административная ответственность – вплоть до уголовной.
Но, увы, сейчас уже июнь, а второго чтения закона нет как нет. Хотя председатель СФ Валентина Матвиенко дала подобное поручение.
— Вы в этом году уже выступали в Совете Федерации с предложением по частичному списанию долгов населения за жилищно-коммунальные услуги. Каков результат?
— Да я предложил в целях развязки проблемы неплатежей списать разово 25-27 млрд. рублей, — это задолженность за ЖКУ семей, находящихся за чертой бедности. Все равно оплатить эти суммы они не смогут. Больно смотреть, как иногда показывают, когда приходят судебные приставы к людям и начинают описывать последнее имущество за долги, какой-нибудь старенький телевизор, холодильник. Почему приставы не идут к богатым, среди них немало таких, которые вообще не платят?
— А вот как быть со средним классом, там тоже немало необязательных потребителей?
— Тут ситуация особая. Недавно я выступил с предложением об ограничении потребительских кредитов в банках, если у заемщика никуда негодная история по оплате услуг ЖКХ. Что тут началось, меня обвинили в наступлении на права человека. А, в сущности, это мое предложение во благо этому самому заемщику, иначе ведь он уже двумя ногами завязнет в кредитном болоте: и банку должен, и за ЖКУ.
— И что теперь с предложением по списанию долгов?
— Пока ситуация неопределенная. Это предложение шло в связке с другими: сделать федеральный стандарт по оплате ЖКУ не 22 процента, как сейчас, а 15, чтобы семья платила за эти услуги не более 15 процентов от своего совокупного дохода. И, во-вторых, я предложил платить за ЖКУ в зависимости от качества жилья: если оно аварийное, то коэффициент понижающий – 0.6, а если элитное, то повышающий – 1.5. Пока все на рассмотрении.
И еще одно мое предложение поддержала Валентина Матвиенко, и она тоже считает, что нужно выносить его на правительство. Речь идет о том, чтобы разделить Министерство энергетики на два. Одно должно заниматься нефтью, газом, переработкой, трубопроводным транспортом, чем с удовольствием занимается нынешний министр Новак. А другое министерство должно сосредоточиться на функционировании энергетического комплекса, его модернизации, инвестициях в энергетику.
— То есть вернуть то, что раньше называлось РАО ЕЭС России?
— Пожалуй, да. У отрасли должен быть свой штаб, ибо накопилось очень много вопросов.

Беседовал Николай АЛЕКСЕЕВ

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page