Двухэтажный вагон вместо плацкарта

Федеральная пассажирская компания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) собирается перейти от закупки наиболее популярных у пассажиров плацкартных вагонов к двухэтажным купе, причем количество мест в плацкарте в течение шести лет сократится вдвое.
Об этом сообщает газета «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники.
Как указывает издание, в настоящее время субсидий хватает только на операционные расходы, но не покупку новых вагонов. Последние годы ФПК сокращал закупку новых составов: в 2013 году компания приобрела 393 вагона (из них 167 плацкартных), а в этом собирается купить 295 (38 плацкартных), указывает «Коммерсант». Но старый парк выбывает быстрее: в этом году ФПК спишет 903 плацкартных вагона, а до 2020 года — 4,7 тысяч вагонов.
По словам главы департамента транспортного и специального машиностроения Александра Морозова, двухэтажные вагоны считаются более эффективными, их использование снижает издержки до 30%. Этот факт не менее важен для РЖД — компании предрекают убытки в 80 млрд рублей по итогам 2014 года.
Отметим, что о желании отказаться от плацкарта глава ОАО РЖД Владимир Якунин говорил еще прошлой осенью, альтернативой ему он называл как раз двухэтажные поезда. Тогда же был запущен первый такой поезд между Москвой и Адлером, стоимость проезда в нем была на 30% ниже обычного вагона-купе (минимальная цена — 3,2 тысячи руб.). Однако такие тарифы действовали только до 16 апреля 2014 года, а затем были повышены из-за роста спроса в летний период.
Сейчас у российских путешественников плацкарт наиболее популярен: в 2013 году на него пришлось 70% пассажирских поездок. Такую привязанность к общим вагонам можно объяснить как стремлением добраться до пункта назначения за меньшую стоимость (билеты в вагоны купе или класса «люкс» существенно дороже), так и стремлением к безопасности.
Конечно, клиентам РЖД не чужда любовь к комфорту. Пассажиры, успевшие оценить двухэтажный поезд, обращали внимание на кондиционирование, розетки и точки доступа wi-fi. К недостаткам относили отсутствие багажных полок, маленькие емкости с кипятком. Кроме того, многие удивлялись, что проводников, несмотря на увеличение количества пассажиров, по-прежнему осталось двое. При этом некоторые пассажиры подчеркивают: готовы обойтись и без бесплатного интернета, чтобы доехать дешевле.
По оценке ФПК, билеты в «двухэтажки» будут дороже плацкартных мест примерно на 20-30%, уточняет «Коммерсант». При этом, если сейчас приобрести в летний сезон доступный билет в плацкартный вагон довольно проблематично, то дальше сэкономить будет еще сложнее: к 2020 году количество плацкартных вагонов должно сократится вдвое.
Следует отметить, что некоторые часто выбирают путешествие в плацкартном вагоне, а не в купе, поскольку опасаются оставаться со случайными попутчиками в закрытом пространстве. Такие опасения подогревают и многочисленные интернет-форумы, на которых пользователям сообщают, что в купейных вагонах чаще случаются кражи и изнасилования, поскольку, в отличие от плацкарта, тут нет свидетелей. Кроме того, судя по записям в блогах, многие пассажиры обеспокоены, не станет ли поездка на «высоком» поезде опаснее, чем на обычном. На это в РЖД неоднократно заявляли, что высота вагона увеличилась лишь на 90 сантиметров и новшество прошло испытания на соответствие нормам безопасности.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page