Ярославские чиновники лоббируют уничтожение культурных памятников в угоду застройщикам

DSC08223 DSCN1615 коковц05.200913 октября в Департаменте архитектуры мэрии состоялось заседание комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Ярославля, на котором рассмотрели множество разных вопросов. Однако самым жарким было обсуждение поправок градозащитников вокруг проблемы строительства жилого дома у храма Николы Мокрого (собственник участка Мухин Е. Д), и застройки 17-этажными домами огромного квартала рядом с парковым ансамблем усадьбы Коковцевых в районе Новоселок.
Общественность внесла целых 2 блока конструктивных предложений, чтобы спасти и сохранить эти памятники, и историческую среду вокруг них, однако натолкнулась на мощную стену сопротивления членов комиссии.
Судьба уникальных памятников 17 века храмового комплекса Николо-Мокринского прихода в буферной зоне ЮНЕСКО Ярославля, а также интереснейшего архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Коковцевых с системой прудов в районе Новоселок, в понедельник, 13 октября вновь оказалась в центре внимания. На этот раз, общественность пыталась снова взять в свои руки инициативу, воспользовавшись правом внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля. От градозащитников выступали член правления ярославского отделения Союза архитекторов России Ольга Мазанова и лидер инициативной группы в защиту храма Николы Мокрого Светлана Суворова. Прихожане храма, ярославские архитекторы, инициативная группа по защите усадьбы Коковцевых (жители 5 микрорайона), областное общество охраны памятников внесли свои предложения по изменению зонирования примыкающих к памятникам территорий, предназначенных под строительство, по понижению этажности новой застройки, чтобы спасти эти памятники. Также, участок собственника Евгения Мухина у храма Николы Мокрого было предложено выделить в зону с особыми условиями освоения, с учетом сложной гидрогеологической ситуации, ограничения использования подземного пространства, с учетом необходимости археологических наблюдений, сохранения условий обзора памятников и панорам.
Но не тут-то было. Они наткнулись на глухую стену непонимания членов комиссии, сплотившейся в одно целое в отстаивании интересов застройщиков, а вовсе не памятников. Голосование было на редкость единодушно отрицательным по всем предложениям, которые выдвинули градозащитники. Вел заседание директор департамента архитектуры и развития территории города Павел Пащенко. Активно участвовали в работе комиссии и глава муниципалитета Ярославля Алексей Малютин, депутат муниципалитета Сергей Смоленский. При этом, чиновники сделали все, чтобы общественность не смогла прийти на заседание комиссии под разными предлогами: сообщали, что кворума не будет, что данные вопросы вообще не будут включены в повестку дня и т. д., и даже предупреждали, что на проходной департамента архитектуры мэрии никого из посторонних не пропустят. Но депутату областной думы Александру Воробьеву, поддерживающему градозащитников на всех этапах борьбы, удалось добиться присутствия в зале всех общественников, а их было более 20 человек.
Напомним, застройщик Евгений Мухин, благодаря последовавшим один за другим противоречащим самим себе решениям комиссии и постановлениям и.о. мэра Александра Нечаева, в сентябре 2014 года взял реванш и добился изменения вида разрешенного использования под строительство многоэтажного жилого дома у храма Николы Мокрого. Хотя прокуратура города в апреле 2014 г. вынесла предписание и предостережение в адрес и.о. мэра о недопустимости принятия данного постановления, усмотрев в действиях градоначальника коррупционную составляющую и нарушение Градостроительного кодекса. Тем не менее, решение было принято в пользу Евгения Мухина. Сейчас прокуратура по запросам депутатов муниципалитета и Госдумы РФ вновь разбирается с этим вопросом — проверяет законность принятого последнего постановления. Но этот факт никак не смутил членов комиссии. Главным их аргументо по большинству аспектов было то, что они ущемляют права собственников и противоречат действующему генплану. О сохранении уникальных памятников и состоянии природной экосистемы никто не вспомнил. По ряду позиций комиссия предложила сначала внести изменения в генплан. Хотя совершенно очевидно, что на уровне изменения генплана все предложении общественности также будут заблокированы.
Таким образом, храм Николы Мокрого теперь оказался под угрозой разрушения из-за изменения гидрогеологической ситуации. Строительство жилого дома ухудшит обзор храмового комплекса, исказит панорамы и характер исторической среды, считают градозащитники. Также, общественность опасается, что и другие свободные площадки к югу и востоку от ансамбля храмов могут быть отданы под застройку. И другая угроза — впритык к территории памятника ансамбля Коковцевых, к востоку от ее границы, на месте земель сельхозназначения теперь вырастет огромный жилой квартал с 17-этажными домами, который будет нарушать масштаб среды вокруг ансамбля. Причем, все это — без учета находящегося здесь пруда и ручья, который является началом реки Дунайки, без учета необходимости разработки охранной зоны и зоны регулирования застройки вокруг усадьбы Коковцевых.
Все эти события развернулись накануне прибытия в Ярославль с 15 по 17 октября 2014 консультативной миссии Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), цель которой — поделиться опытом и помочь России создать план управления объектом ЮНЕСКО — историческим центром Ярославля. Местные чиновники уже продемонстрировали, как они дружно попирают всемирное наследие.
Тем не менее, общественность не намерена прекращать борьбу за сохранение культурного наследия Ярославля и готова идти дальше.
Ольга МАЗАНОВА
На снимках: во время заседания комиссии, ансамбль храмового комплекса Николы-Мокрого, усадьба Коковцевых.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

0 комментариев для “Ярославские чиновники лоббируют уничтожение культурных памятников в угоду застройщикам

Комментарии закрыты.