Муниципальная реформа: не все такие двурушники, как в Ярославле

двурушникДо конца года прямые выборы мэров останутся лишь в полутора десятках региональных столиц. Как именно, несмотря на пожелания федерального центра и заинтересованность губернаторов во встраивании местного самоуправления в государственную вертикаль, этим регионам удалось сохранить выборность мэров, выясняла «Власть».

Митинг против отмены прямых выборов мэров в Ярославле, организованный экс-вице-премьером России, ныне депутатом местной облдумы Борисом Немцовым, готовился, проходил и преподносился местными властями почти как подготовка государственного переворота: организаторов обвинили в подвозе митингующих из Москвы, неизвестные подожгли часть агитматериалов, местное «Эхо Москвы-Ярославль» заявило о накрутке голосов на сайте пользователями из Подмосковья (в пользу отмены прямых выборов), а на самом митинге неизвестные раздавали участникам «бананы от Обамы». Буквально два месяца назад, в рамках первого этапа муниципальной реформы, принятой Госдумой в 2014 году, Ярославская область по инициативе губернатора уже приняла один закон о местном самоуправлении, сохраняющий прямые выборы мэра Ярославля и Рыбинска. А в конце ноября появился новый законопроект, фактически вводящий систему назначения сити-менеджера и председателя, избранного местным парламентом.
Отдельной пикантности ситуации добавляет тот факт, что применен новый закон может быть только после того, как состоится суд по делу избранного в 2012 году и позже арестованного по обвинению в вымогательстве мэра Евгения Урлашова и судом будет принято решение, в соответствие с которым Урлашов окончательно покинет пост мэра Ярославля.

Вопрос, выбирать или назначать, по отношению к руководителям городов и крупных муниципалитетов, несмотря на мантру про распределение полномочий, «крепких хозяйственников» и «желание навести порядок в муниципальной сфере», традиционно остается самым острым общественно-политическим аспектом любой из проводимых муниципальных реформ последних десятилетий. В середине нулевых Кремль проводил идеологию введения института сити-менеджеров в крупных городах (при котором избранный или назначенный парламентом мэр исполняет, по сути, представительские функции, а нанятый администратор контролирует бюджет и реальное управление городом). К 2010 году, как рассказывали тогда чиновники, федеральная кампания стала утихать, а в 2011 году со скептической оценкой практики назначения сити-менеджеров выступило Министерство регионального развития.
С очередной концепцией муниципальной реформы российское руководство выступило год назад(когда еще никакой «агрессии» со стороны Запада и антироссийских санкций, о которых постоянно твердят ярославские областные и муниципальные депутаты, говоря о необходимости отменить выборы мэров, и в помине не было. – Прим. «ЗК»). В конце 2013 года о необходимости навести порядок в муниципальном управлении заявил Владимир Путин, а в начале 2014-го группа депутатов с подачи администрации президента внесла законопроект, предусматривающий, в частности, двухступенчатую систему управления городом: город делится на районы, каждый из которых избирает парламент и делегирует из этого парламента представителей в горсовет, который, в свою очередь, выбирает мэра города. Первый вариант законопроекта вызывал недовольство региональных руководителей (лишь около трети субъектов поддержали его в официальных отзывах) и был существенно смягчен ко второму чтению: субъектам оставили право самим решать, по какой схеме будут избираться и назначаться руководители муниципалитетов.
К моменту завершения первого этапа муниципальной реформы (до 27 ноября регионы должны были принять законы субъектов о модели управления муниципальными образованиями) лишь 19 региональных столиц сохранили прямые выборы градоначальников (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют статусы городов федерального значения, а в Московской и Ленинградской областях нет столиц субъекта, в Екатеринбурге есть сити-менеджер, но мэр избирается не парламентом, а населением)… Но и те регионы, где изначально даже губернаторы выступили против идеи отмены прямых выборов, постепенно сдают позиции перед федеральным трендом.

Так, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, еще будучи врио (выборы губернатора прошли в сентябре 2014 года), заявлял, что он — за сохранение прямых выборов мэра. Первоначальный вариант законопроекта, рассматривавшийся краевым заксобранием, выборность сохранял. Утвердившись на посту, Толоконский поддержал отмену этих самых выборов, внеся соответствующие поправки в законопроект. В регионе полагают, что для него это удобная модель: с одной стороны, не дать переизбрать мэра Красноярска Эдхама Акбулатова (его полномочия истекают в 2017 году), человека, которого считают близким к экс-губернатору Льву Кузнецову, а с другой — не допустить на потенциальные выборы вечно пугающего власти Анатолия Быкова, у которого в 2015 году истекает срок, в течение которого он из-за судимости не мог принимать участия в выборах.
Иркутский губернатор Сергей Ерощенко (назначен в 2012 году) также изначально внес законопроект, сохраняющий выборность всех глав, от сельских до городских. Однако в конце ноября идею все же отменить выборы вынесли местные единороссы. Позиция региональных властей по сохранению выборности глав городов изменилась и в Липецкой области: губернатор Олег Королев внес в декабре поправки к законопроекту (вводящему выборность глав всех городов), отменяющие эти самые выборы в крупнейших городах области — Липецке и Ельце. Отменой выборности озаботился и Краснодарский край. Главы Вологодской области, Ставропольского края и Республики Алтай, избиравшиеся в сентябре 2014 года, отложили непопулярный шаг на поствыборный период и внесли соответствующие законопроекты почти сразу после собственных выборов. В администрации президента неоднократно подчеркивали, что выбор модели управления городами — дело субъектов, но региональные чиновники непублично в вопросе перемены позиции кивают на Москву.

Каким же региональным столицам, скорее всего, удастся сохранить прямые выборы глав городов и как им это удалось, если желание избавиться от проблемных мэров настолько велико? По данным на конец 2014 года, прямые выборы не собираются отменять в Томске, Новосибирске, Кемерово, Абакане, Южно-Сахалинске, Анадыре, Якутске, Петрозаводске, Калининграде, Воронеже, Майкопе, Омске и Благовещенске.

«Все зависит от рамок времени: в основном прямые выборы мэров удалось отстоять там, где они прошли совсем недавно. А везде, где следующие выборы достаточно близко, поторопились изменить местное законодательство»,— объясняет эксперт «Комитета гражданских инициатив» Александр Кынев. Например, в Новосибирске всего полгода назад кандидат от «Единой России» проиграл выдвиженцу от КПРФ Анатолию Локотю. В поддержку прямых выборов еще во время избирательной кампании высказался Владимир Городецкий (незадолго до мэрских выборов предыдущий губернатор Василий Юрченко был отправлен в отставку, а его место занял мэр Городецкий) и региональные власти оставили действующую модель с прямыми выборами. Аналогичная история в Карелии: в 2013 году на выборах мэра Петрозаводска неожиданно победила выдвиженец от «Яблока» Галина Ширшина, набирающая теперь популярность и политический вес в регионе. Глава Карелии Александр Худилайнен, в отличие от многих развернувшихся в сторону назначаемости мэров коллег, в итоге смягчил свой первоначальный законопроект. Первая редакция документа предлагала отмену прямых выборов всех муниципальных образований, вторая — что глава городского округа, городского и сельского поселения все же проходит процедуру прямых выборов. В 2013 году был избран мэр Воронежа, выдвиженец губернатора области Алексея Гордеева. Гордеев уже высказывался за сохранение выборности мэров, и пока позиция главы региона не изменилась, кроме того, его личный высокий рейтинг и рабочие отношения с главой столицы позволяют ему не ломать и без того работающую систему. В 2014 году был выбран мэр Южно-Сахалинска, выдвинутый от «Единой России» и поддержанный губернатором Сахалина Александром Хорошавиным. Последний резко высказывался против идеи отмены выборов мэров. В 2013 году прошли выборы мэров Абакана, Майкопа, в том же году к прямым выборам мэра после сити-менеджера вернулся Благовещенск, проголосовавший за своего главу в 2014-м. Ни Хакасии, ни Адыгее, ни Амурской области резкие перемены в отношении главы города просто не нужны.

Хабаровский край как раз осенью 2014 года пережил выборы краевого заксобрания: до выборов депутаты выступили с негативной оценкой двухуровневой городской модели, а после не изменили закон. Якутский губернатор Егор Борисов в этом году проходил досрочные выборы и в рамках кампании пообещал сохранение прямых муниципальных выборов. Республиканский закон о местном самоуправлении пока прошел только первое чтение, но первая версия сохраняет выборность глав.

С выборами, но только будущими может быть связано и решение сохранить прямые выборы мэра Калининграда. У губернатора Калининградской области Николая Цуканова истекают полномочия в 2015 году, и с учетом того, что он не исключал свое выдвижение на новый срок, конфликт с командой мэра Александра Ярошука (его полномочия истекают в 2017 году) ему сейчас совсем не нужен. В случае же, если Москва не поддержит кандидатуру Цуканова на новый срок, региональную реформу до 2017 года успеет провести новый глава региона.

Позиции других субъектов менее увязаны с избирательными кампаниями и больше связаны с личностными качествами руководителей и местными особенностями. Омский губернатор Виктор Назаров хоть и высказывался в пользу назначения градоначальников, но оказывать давление на местные элиты не стал: по итогам обсуждения вариантов реформы региональное заксобрание не стало изменять систему власти. По словам Александра Кынева, Назаров — «достаточно демократичный по стилю руководства губернатор, умеющий слушать и советовать, и какие-то аргументы для него имеют значение». Сохранность выборов на Кузбассе можно объяснить жесткостью системы бессменного Амана Тулеева: «Тулеев настолько доминирует с точки зрения многолетней вертикали, что в его случае что система избрания, что назначения, не имеет значения»,— подчеркивает эксперт.
Ярославль не единственный из городов, где оппозиция еще продолжает противостоять отмене выборов. В Великом Новгороде пикетируют активисты КПРФ. В Иркутской области оппозиционную коалицию составили КПРФ, «Яблоко», РПР—ПАРНАС и «Гражданская платформа» (инициаторами акции выступают политтехнологи, которых называют близкими к иркутскому мэру Виктору Кондрашову). Во Владивостоке (где выборы мэра уже отменены) группа избирателей во главе с предпринимателем Антоном Сергеевым (ранее выдвигавшимся и не зарегистрированным на выборах губернатора Приморья) собирает подписи для проведения местного референдума с вопросом о прямых выборах. В Астрахани документы на проведение референдума о выборах мэра подал депутат Астраханской областной думы, лидер регионального отделения «Справедливой России» Олег Шеин. Впрочем, маловероятно, что инициаторы протестных акций добьются поставленных целей. По информации «Коммерсантъ-Власти», в сокращении.
От редакции «ЗК». Таким образом, Ярославская область вовсе не шагает в ногу со всей страной, как утверждают лоббисты отмены всенародных выборов мэров в Ярославле и Рыбинске. Где-то политические элиты проявили принципиальность и не уподобились нашим бесхребетникам, действующим по принципу чего изволите. Как жаль, что с каждым созывом состав и областной думы, и муниципалитета Ярославля все хуже и беспринципнее. Урезая социальные выплаты и льготы народу, они цинично не забывают себя, повышают компенсации, наделяют себя и чиновников все новыми выплатами и при этом еще не забывают десятки и сотни миллионов рублей выделять на пропаганду в СМИ своих достижений в неустанном радении о народном благе. Фарисеи и лицемеры, как сказано было в одной весьма древней книге.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page