Транспортный кризис в Ярославле

Общественный транспорт на улицах города МосквыПосле окончания новогодних каникул жители Ярославля столкнулись с нешуточной транспортной проблемой. Для многих оказалось целой проблемой вовремя добраться на работу на общественном транспорте, а вечером уехать домой. Причиной того стали ликвидация некоторых транспортных маршрутов, а также отказ от работы на маршрутах городского общественного транспорта одной из крупнейших компаний – «Ярославской транспортной компании».

С начала этого года были ликвидированы четыре городских маршрута: № 1Г «Крестобогородская – ПАТП №1», № 39 «ТРК «Ярославский Вернисаж» — улица Светлая», № 52 «Машприбор – Ярославль Главный», № 88 «15 МКР – Ярославль Главный».
Кроме того, «Ярославская транспортная компания» с 1 января 2015 года расторгла договор с мэрией Ярославля на перевозку пассажиров по маршрутам городского общественного транспорта. Следствием этого стало исчезновение 49 больших автобусов ЛИАЗ, перевозивших пассажиров, в основном в Заволжском районе.
Объявление об отмене четырех транспортных маршрутов департамент городского хозяйства мэрии Ярославля распространил еще в середине декабря 2014 года. Сообщалось, что делается это «в целях исключения дублирования маршрутов городского пассажирского транспорта». При этом ссылались на обследование пассажиропотока в Ярославле, проведенной по заказу мэрии фирмой из Санкт-петербурга, которое выявило существование в городе около 30 маршрутов-дублеров, что создает дополнительную нагрузку на дорожную сеть и увеличивает пробки.
Но основная причина закрытия маршрутов в том, что перевозка пассажиров по муниципальному заказу является убыточным для автотранспортных предприятий. Из-за убыточности муниципипальных транспортных предприятий там заработная плата работников значительно ниже, чем у коммерческих перевозчиков, средняя едва дотягивает до 17 тысяч рублей, от этого происходит текучка кадров. В декабре в муниципалитет Ярославля поступало обращение работников муниципальных транспортных предприятий с просьбой выделить деньги для повышения зарплаты хотя бы на 10 процентов. На это необходимо было изыскать в бюджете 94 млн. рублей, а поскольку дефицит городского бюджета уже и так достиг предельной цифры, то предложение не было поддержано муниципалитетом.
С 1 января 2015 года ЗАО «Ярославская транспортная компания» отказалась работать по договору с мэрией на маршрутах общественного транспорта, в результате 49 больших автобусов ушли с 12 городских маршрутов: 21, 21а, 43, 32, 22, 24 и других.
Сейчас, по словам директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Николая Степанова, городские власти всеми силами пытаются выправить ситуацию. Взамен ликвидированных транспортных маршрутов на дублирующих маршрутах было увеличино количество автобусов большой вместимости: «вместо восьми маршруток, которые могли перевезти 400 пассажиров работает 5 ЛИАЗов, которые могут перевести 550 пассажиров, сократились интервалы в расписании».
По словам Николая Степанова после расторжения договора с «Ярославской транспортной компанией» сложилась форс-мажорная ситуация:
— С маршрутов ушло 49 больших автобусов — лизингодатель эти автобусы у «Ярославской транспортной компании» забрал, и больших автобусов в городе больше ни у кого нет. Силами автотранспортного предприятия ПАТП-1 закрыть Заволжские маршруты не можем, потому что весь парк автопредприятия уже расписан по другим маршрутам.
Мы обратились к частным перевозчикам и заместили большие автобусы автобусами ПАЗ, здесь произошло некоторое ухудшение качество обслуживания, поэтому постпуает много жалоб. Но пока нет возможности изменить ситуацию. По 21 маршруту работало 8 ЛИАЗов, сейчас 11 ПАЗов. По маршруту № 22 «ЯМЗ-Нижний поселок» 19 января дополнительно выставили 2 единицы техники, и при необходимости еще увеличим. Жители жалуются, что в ЛИАЗ удобнее войти с детской коляской, но замена на ПАЗы – мера вынужденная.
Николай Степанов пояснил почему муниципальные автотранспортные предприятия, в отличие от частных перевозчиков терпят убытки: «Налогообложение муниципальных предприятий гораздо выше, чем у частных, поэтому муниципальным предприятиям мы платим субсидии из городского бюджета. По этой же причине не можем отказаться от услуг коммерческих перевозчиков, иначе возрастет нагрузка на бюджет».
20 января проблемы городского общественного транспорта обсуждались в Ярославской областной Думе экспертный совет при комитете по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству.
Основная жалоба горожан после замены маршрутных такси обычными автобусами – стало медленнее добираться до пункта назначения, а там, где на смену большим автобусам пришли ПАЗИки, пассажирам не всегда хватает мест. «Наш приоритет — прежде всего безопасность пассажиров, — отметил заместитель мэра города Николай Степанов. – Все автобусы соблюдают скоростной режим, оборудованы системой ГЛОНАСС для контроля передвижения. Сотрудники Яргортранса с 12 января каждое утро ведут мониторинг ситуации на конечных остановках и на самых проблемных остановках в часы пик. Там, где будет не хватать посадочных мест, будут добавлять количество автобусов».
«Тем не менее, к депутатам поступают жалобы на плохую работу общественного транспорта, — подчеркнул вице-спикер думы Виктор Волончунас. – Ярославцы должны знать, как дальше будет двигаться транспортная реформа. Пусть мэрия распишет план действий, чтобы было понятно, где какие транспортные маршруты, где какие интервалы между рейсами. Во главе всего этого должны быть интересы пассажиров».
Николай Степанов призвал ярославцев свои жалобы и предложения по работе обновленных маршрутов направлять в городское управлению по транспорту. Но претензии должны звучать конкретно: на какой остановке сколько пришлось ждать автобуса, в какое время дня и т.д. Сейчас мэрия срочно готовит документацию для нового аукциона на заволжские маршруты. Одним из требований к подрядчику будет наличие вместительного автотранспорта.
Требование городских властей сохранить и развивать общественный транспорт большой вместительности парламентарии поддержали «Если мы ярославцев будем перевозить на ПАЗиках, то надо муниципалитет переименовать в поселковый совет. Это переход к деревне, а не к столичному региону», — уверен Виктор Волончунас. Еще один серьезный вопрос: что городские власти планируют делать с тарифами на пассажирские перевозки. Из-за разницы между экономически обоснованным тарифом и стоимостью проезда для горожан в год из городского бюджета идет 500 миллионов рублей на субсидию транспортным предприятиям. «На эти деньги можно построить два с половиной детских садика», — подсчитал вице-спикер Думы Виктор Волончунас.
Проблемы общественного транспорта в Ярославле будут рассматриваться на одном из заседаний комитета по градостроительству, транспорту и дорожном хозяйству в первом квартале 2015 года.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page