Еще одно покушение на конкуренцию в энергетике

покушение 1Не так давно главам субъектов РФ было отправлено письмо за подписью председателя комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева (теперь уже бывшего, в апреле отозванного со своего поста). Авторы письма констатируют очевидные просчеты реформирования российской энергетики в 2007-08 годах. Они проявляются прежде всего в росте тарифов на электроэнергию (кто бы сомневался, хотя изначальная цель реформ РАО ЕЭС России была благая: снижение их в результате конкуренции) для потребителей, что оказывает угнетающее влияние на экономику страны. Увеличиваются операционные издержки энергокомплекса, растет управленческий аппарат, увеличивается стоимость строительства энергетических объектов.
Вроде бы авторы констатируют все правильно. Но в чем они видят причины ошибочных решений 2007-08 годов? Главную причину усматривают в том, что электросетевым компаниям запретили заниматься энергосбытовой деятельностью, а функции гарантирующего поставщика передали энергосбытовым компаниям. В действительности эти гарантирующие поставщики ничего, мол, гарантировать не могут, поскольку не обладают необходимыми техническими и финансовыми средствами. К сожалению, были ликвидированы «энергоснабжающие организации», которые и несли «ответственность за надежное снабжение электропотребителей на закрепленной за ними территории». Сейчас такую ответственность на территории никто, якобы, не несет.
Что же предлагается в письме в качестве выхода из сложившейся ситуации? Консолидировать все сетевые активы территориальных сетевых организаций в рамках каждого субъекта РФ в качестве дочерних компаний соответствующих межрегиональных распределительных сетевых компаний (что касается Ярославской области, то это значит, что компания МРСК Центра – Ярэнерго, контролирующая около 90 процентов сетевого хозяйства региона подгребет себе и оставшиеся 10 процентов и станет абсолютным хозяином в этой сфере). Это позволит, считают авторы письма, проводить единую научно-техническую политику в рамках ОАО «Россети» и, следовательно, повысит ответственность государственной и региональной власти. Вот, оказывается, в чем дело: монополист в лице «Россетей» поглотит все оставшиеся в стране сетевые организации – а их около 4.5 тысяч, станет «ответственным»- и это должно привести, якобы, к прекращению роста энерготарифов. А перестанут ли они расти, если их будет устанавливать фактически теперь не государство, а новый супермонополист, который задушит всякую конкуренцию в этой сфере.
И самое главное, что содержится в этом письме, это предложение снять «запрет для электросетевых компаний на энергосбытовую деятельность, законодательно закрепив за ними функцию «гарантирующего поставщика».
То есть мы получим в одном лице и поставщика ресурсов, и продавца, и контролера, и получателя денежных средств. То что, эта уникальная организация в погоне за планом по увеличению полезного отпуска электроэнергии вряд ли устоит от соблазна начислить нам больше, чем мы реально потребили, авторы инициативы умалчивают. А какое поле откроется для теневого бизнеса, когда нужных предпринимателей можно будет подключать к электроснабжению в обход официальной кассы, «забывая» делать начисления по приборам учета . А кто проверит, если контролер в лице энергосбытовой организации будет вычеркнут из этой цепочки: поставщик ресурсов-потребитель.
Как оценивает это предложение бывший главный ярославский энергетик, ныне член Совета Федерации от Ярославской области, курирующий в СФ вопросы энергетики Виктор Рогоцкий?
— Я категорически против того, чтобы сетям придать функции сбыта. Это ломает всю конструкцию реформ РАО ЕЭС России. В чем был их смысл? В том, чтобы монопольный бизнес отделить от конкурентного. Монопольный – это сети (линии элетропередач, подстанции), единый системный оператор. А конкурентный – это генерация, сбытовые организации, выходящие на оптовый рынок электроэнергии. Если же объединим сети и сбыт, то вернем абсолютно монопольную структуру в энергетику.
Мы еще не решили проблему с перекрестным субсидированием, когда промышленность оплачивает часть тарифа для физических лиц, а тут еще и сетевым компания передать функции гарантийного поставщика, в этом случае конкуренции сбыта на территории региона точно не будет.
И сети станут оказывать абсолютное давление на потребителя, он окажется полностью в их руках. Я бы подчеркнул роль сбытовых компаний как представителя интересов потребителя и перед сетями, и перед генерирующими компаниями.

Так что, перед тем как серьезно рассматривать предложенную группой авторов инициативу, нелишне было бы задать самим себе вопрос: зачем (или кому) это нужно? Видимо, только не нам, потребителям электроэнергии. Хотя в энергетике ( и к энергетикам) еще много вопросов, и мы, будем постоянно их освещать.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page