Кому я должен – всем прощаю?

Как отдельные граждане, так и юридические лица в нашей стране руководствуются в своей деятельности совершенно разными принципами. Одни живут по законам, другие — по понятиям. Одни предпочитают зарабатывать, другие — не платить. Одни думают об обществе, другие — исключительно о своем кармане…
Толчком для написания статьи стала церемония награждения самых дисциплинированных потребителей электроэнергии в нашем регионе, которая прошла не так давно в правительстве Ярославской области в рамках федерального проекта «Надежный партнер». Проект стартовал в России в прошлом году по инициативе наиболее крупных представителей энергетического сообщества – компании «Русгидро» и Группы компаний «ТНС энерго» при поддержке Совета Федерации, а региональный этап этой акции в нашей области инициирован ОАО «ЯСК», считающей правильным поблагодарить своих добросовестных клиентов, которые в основу своей работы закладывают конструктивные и ответственные взаимоотношения с поставщиками энергоресурсов.
Надежными партнерами из числа промышленных потребителей энергоресурсов стали ОАО «Ярославский бройлер», ОАО «Ярославский радиозавод», ЗАО «Завод ЛИТ», ОАО «ОДК-Газовые турбины», ООО «Рыбинский кабельный завод» и ООО «Кенгуру» и еще целый ряд предприятий, ответственно относящихся к своему бизнесу и обязательствам.
К сожалению, не все предприятия и организации, работающие на территории области, подходят к своей работе цивилизованно. Есть и такие, которые норовят «проскочить» за чужой счет, строя свои стратегии на известном «азиатском» подходе — «не обманешь, не заработаешь».
Яркий пример тому – МУП «Водоканал» Тутаевского муниципального района, он же ООО «Водоканал», он же ООО «Тутаевский водоканал». Для чего столько названий одному предприятию, которое помимо вывески не меняет ни сферы деятельности, ни оборудования, ни сотрудников, ни даже номеров телефонов? Меняя лишь имена, как перчатки, собственник предприятия исхитрился накопить целый букет дебиторских задолженностей на общую сумму более 46 миллионов рублей – от 9 до 20 миллионов на каждое наименование, погашать которые, видимо, не собирается. Другими словами, переименовываясь в очередной раз, предприятие вместо оплаты уже потребленных услуг просто делает широкий жест рукой, то ли посылая своим партнерам и поставщикам прощальный поцелуй, то ли показывая иную традиционную фигуру. Как в известной песенке про шарабан-американку: «Прощайте, други, я уезжаю, Кому должна, я всем прощаю!». Правда, с тем отличием, что в песенке сама хозяйка шарабана честно заявляет, что она – шарлатанка, а вот руководство многострадального водоканала вряд ли добровольно согласится применить к себе это определение.
Зачем нам читать про эти чужие разборки? – спросит меня читатель. И будет неправ. Потому что если кто-то не платит за потребленные услуги, на производство которых поставщик уже затратил средства, это значит … Правильно! Значит, что платить будет кто-то другой. А этот «другой», как водится, — мы с вами. Потому что недополученные доходы рано или поздно «лягут» в тариф.
Так почему же сами энергетики и муниципальная власть смотрят на ситуацию сквозь пальцы и не принимают решительных мер к злостным неплательщикам? — спросите вы. В том числе и потому, что хитрые неплательщики прикрываются тем, что обеспечивают работу социально значимых объектов, коим и является, к примеру, тот же водоканал. Отключить его от электричества невозможно, так как водоканал обеспечивает население водой, а значит, считает собственник, можно и не платить.
Причем, случай этот далеко не единичный. На недавнем заседании межведомственной комиссии при правительстве области рассматривалась ситуация с МУП «Энергетик» в Переславле. Предприятие доведено до плачевного состояния, должно всем инфраструктурным компаниям. Но вместо того, чтобы выводить предприятие из кризиса, руководство просто создает новое предприятие, которое не является правопреемником по оплате накопившихся долгов. Может ли муниципальная власть оставаться безучастной в таких ситуациях? Ведь получается, что она не предпринимает никаких мер для того, чтобы долги неплательщиков не сказывались на кошельках добросовестных потребителей. Где же здесь социальная справедливость?
— Социально значимые объекты, которые нельзя отключать, — одна из самых серьезных проблем. Она актуальная для всей страны. Часто руководство таких организаций ссылается на то, что им плохо платит население, и поэтому нет денег, чтобы рассчитаться за наши услуги. Но это не цивилизованный подход. Нужно искать способы более эффективно работать, чтобы отвечать за свои обязательства, – особенно, если в тарифе уже заложены расходы на электроэнергию, — считает заместитель генерального директора ОАО ГК «ТНС энерго» — управляющий директор ОАО «Ярославская сбытовая компания» Валентин Горобцов.
— Ситуации тотальных неплатежей не должно быть в принципе, так как местная власть как раз и должна решать эти вопросы. В частности, субсидировать неплатежеспособные социальные слои населения, — согласен с коллегой и заместитель генерального директора, директор филиала ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго» Константин Котиков. — Иначе проблема приобретет уже иной размер. Так, отказ от рассмотрения сложных вопросов деятельности МУПов может привести к их банкротству. Хорошо, что областное правительство это понимает и активно занимается проблемами неплатежей, заставляя муниципальные власти выполнять свою работу.
Другой способ обезопасить себя от отключений и при этом не платить нашло рыбинское ООО «Прецизионная оптика», накопившее задолженности более чем на 6 миллионов рублей. Это так называемый транзитный потребитель, через которого электричество получают субабоненты. И когда субабоненты являются добросовестными плательщиками, а транзитные нет, то возникает проблема, — как ограничить потребление услуг для одних, не задевая интересов других?
— Добросовестные потребители не должны пострадать ни при каких обстоятельствах, — уверен Константин Котиков. – Поэтому мы совместно с ОАО «ЯСК» выработали подход к решению таких ситуаций, который согласован с ФАС и правоохранительными органами. В рамках работы межведомственной комиссии при правительстве Ярославской области по решению вопросов погашения задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы нами разработаны меры по урегулированию задолженности МУПов перед энергетиками. С правовой точки зрения, если транзитный потребитель накладывает какие либо ограничение на поставляемый через него энергоресурс, он должен нести за это ответственность. Что касается технической стороны, на подстанции, питающие недобросовестное предприятие, будем ставить устройства ограничения мощности до уровня так называемой аварийной брони. При этом конечным добросовестным потребителям, энергоснабжение которых организовано через проблемное предприятие, энергоресурс будет поставлен в полном объеме.
И хочу ответственно заявить, что мы не остановимся на одном потребителе, а будем применять такую практику и дальше.
— В целом, проблема неплатежей действительно обострилась в связи с кризисом, — комментирует ситуацию Константин Котиков. — До середины прошлого года в этой сфере у нас была одна проблема — спорная задолженность ОАО «ЯСК». Однако как раз здесь недавно произошли положительные сдвиги. Особенно это заметно с приходом в ЯСК новой команды.
Конечно, кризис снизил платежную способность населения и затруднил кредитование самой ЯСК. Однако наибольшие опасения вызывает все же задолженность муниципальных предприятий. Причем самые большие проблемы сейчас в Ростове, Переславле, Тутаеве и Большесельском районе. Это всего 4 муниципальных образования, а ведь еще год назад в такой ситуации находилось больше половины. Это говорит о том, что проблема решаема. Поэтому мы намерены принять все необходимые меры для взыскания задолженности с недобросовестных потребителей.
Надежды ярославских энергетиков небеспочвенны. На федеральном уровне решением проблемы неплатежей уже много лет занимается наш земляк, известный российский энергетик, сенатор Виктор Рогоцкий.
Сейчас в энергетике самым слабым звеном являются неплатежи, — уверен Виктор Викторович. — Это беда, которая, к сожалению, все разрастается и разрастается. Вот сейчас сумма неплатежей равна уже 260 миллиардам рублей, а еще недавно эта цифра составляла 150 миллиардов. Ежемесячно она возрастает на 7-10 миллиардов рублей, и постоянно растущая задолженность по платежам – это погибель для энергетики.
Как отмечает Виктор Рогоцкий, сегодня, когда неплатежи становятся просто запредельными, энергетики все больше вынуждены обращаться в банки. А ведь все дополнительные расходы, которые связаны с повышением банковских процентов, с инфляцией, в конечном итоге ложатся в тарифную составляющую. Поэтому проблемой неплатежей всерьез занялось правительство России.
Так, недавно правительство передало в Государственную думу доработанный проект закона о повышении ответственности за неплатежи ресурсоснабжающим организациям -кроме энергетиков это поставщики воды, тепла, газа. Для неплательщиков предусмотрено значительное повышение пени за каждый день просрочки платежей и существенное усиление ответственности за неплатежи.
Все это вкупе – и внимание областной власти, и констатация проблемы на федеральном уровне, и консолидированные усилия самих энергетиков, — позволяет нам надеяться на то, что рядовым жителям области и добросовестным предприятиям не придется долго оплачивать долги тутаевского «Водоканала», рыбинской «Прецизионной оптики» и других любителей поживиться за чужой счет.

Но хотелось бы решить проблему поскорее.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page