Физкультура и спорт – две вещи несовместные

капелло 1Уволили великого тренера Капеллу. Он, как выяснилось, не справился, не сумел поднять наш футбол на надлежащую высоту. Как сказали б в Одессе, чтоб меня так уволили: миллиард рублей отступных. И даже квартиру ему будут оплачивать сколько-то времени: всё в дом, а не из дому. Говорят, он решил пока остаться в России. И то сказать, надо пересидеть налоговый период, а не то заплатит на родине 45% от своего прибытка: такие у них там, в Италии, драконовские законы. Я бы, пожалуй, тоже осталась.

Какой всё-таки прогресс у нас достигнут в работе с кадрами! В прежние времена не справившегося ответственного работника могли просто взять да и вытурить с ответственной должности. Это в застойные, брежневские времена. А в сталинские могли объявить вредителем – сами знаете, с какими последствиями.

Так могло быть в эпоху тоталитаризма. А в эпоху гуманизма и прав человека все отнеслись к Капелле с пониманием. И списали убытки. И нет в мире виноватых, как утверждал на склоне лет великий старец граф Толстой. Вообще-то они, конечно, есть, но их никто не ищет. Но я, собственно, не о том. Я о спорте. О двух принципиально разных подходах к этому делу.

Я имею в виду отношение государства к профессиональному спорту.

Отношение первое. Мы участвуем в олимпиадах, чемпионатах и прочих престижных мероприятиях, вкладываем в них деньги, содержим профессиональный спорт. Тогда – победы и только победы. Иное просто не рассматривается. Если спорт – твоя профессия, то и спрос с тебя как на работе. Как говорил тов. Берия тов. Курчатову, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!»

И это был подход не кровавого маньяка, а государственного человека: деньги на атомный проект отняли у сирот и вдов – в самом прямом смысле слова. Поэтому и результат требовался не «по возможности», а наверняка.

То же самое – и в спорте: деньги, что пошли на него, тоже можно было потратить на лекарства для стариков и зарплату учителям. И требовать ото всей этой камарильи – руководителей, организаторов, менеджеров, тренеров за миллионы баксов… Только вот требовать некому: нет государственных людей, наделённых государственной волей. Не умеют? Атомную бомбу тоже сначала не умели делать, а потом еще как научились!

Итак, подход первый: требовать побед и строго взыскивать за их отсутствие. Не как за игру, а как за государственную работу.

Подход второй, обратный. Профессиональный спорт нам не нужен, у нас его нет и не будет. Только по правде, а не как в СССР: на словах нет, а на деле есть.

Если профессионального спорта нет, то и в олимпиадах и всяких соревнованиях рангом пониже мы принципиально не участвуем. Да это и невозможно: профессионал всегда обойдёт любителя.

Что у нас должно быть, если принять второй подход? Физкультура.

Сегодня это просто историческое название школьного предмета: физ-ра. А на самом деле это физическая культура, культура тела – в отличие от культуры души и разума. Цель – чтобы всё население стало физически культурным. Не горстка избранных совершает дикие трюки за гранью физических возможностей, при этом народные массы орут у телевизора под пиво с чипсами, а совсем по-другому. Все граждане под минералку бегают, плавают и играют во дворе в хоккей. Это и есть отличие спорта от физкультуры.

Если принять такой подход, надо прямо объявить: наша цель – здоровье всего народа, от мала до велика. В этом смысл физкультуры, тогда как спорт – это уже давно не здоровье, а совсем наоборот. Всем известно, что из большого спорта уходят полуинвалиды, если повезёт. А не повезёт – так и полные калеки.

Сегодня население физически антикультурно и неграмотно. Ликбез тут необходим. Посмотрите на молодых парней и девушек – среди них практически не встретишь нормальной походки и осанки. Опущенная голова, носки вовнутрь, руки болтаются по-дурацки…

Народ должен быть крепким здоровым и красивым – вот во что вкладывает деньги государство, если принимает второй путь. А спорт – побоку.

Спорт демонстрирует высшие достижения человека? Чушь собачья! Человек и стал-то человеком, выделился из животного мира именно потому, что его физические кондиции – незавидны: шерсти нет, прыгает невысоко, бегает медленно. Вот и пришлось изобретать то и сё – от палки-копалки до компьютера. Так что высшие достижения человека пролегают всё-таки не в области прыжков и забегов. Я пишу, а у меня за окном суетится самая рядовая подмосковная белка: сколько не тренируйся, а эдак не сиганёшь.
Спорт – это зрелище, а народ жаждет зрелищ! ДТП – тоже зрелище, да ещё какое: глаз не оторвёшь. Человек смотрит то, что ему показывают: показывают балет – смотрит балет, показывают леди Гагу – идёт на леди Гагу. Так он устроен, и государство может решить: хочешь «болеть» – болей за поселковую команду, где играют твои дети и друзья. Хочешь спектакля – иди в театр, в цирк, на концерт.

Остаётся главный и единственный аргумент в пользу спорта: во всех цивилизованных странах он есть. Иначе говоря – «все так делают». Но ещё Лев Толстой заметил: громадное количество гадостей и глупостей люди делают, оправдывая себя тем, что «все так делают». И это правда. Ведь все пьют, курят, развратничают, лгут и пустословят. И это ещё пустяки – кое-кто и похуже делает. Так что ссылка на «всех» – аргумент хоть и привычный, но хилый. Как лишённое физкультуры поколение.

С отказом от профессионального спорта «все» нас перестанут уважать? Презирать станут? А нам-то что? К тому же мы уже дали «им» сколько угодно поводов нас не уважать и без того. Если уж нам так важно «их» отношение, давайте считать, что физкультура – это наш ассиметричный ответ «их» спорту.

Вообще когда человеку кажется, что его не уважают, это чаще всего значит, что он не уважает сам себя. А живи он своей жизнью и достигай в ней успехов – как-то незаметно придёт и уважение…

У нас же, похоже, остались всего два аспекта «национальной гордости»: спортивные победы и победа в Великой Отечественной войне. М-да… Маловато будет.

Вернёмся же к физкультуре. Она должна стать образом жизни всех и каждого. Надо устроить форменное помешательство на физкультуре – вроде помешательства на мобильной связи. Физкультуру надо сделать престижной. Кто владеет престижем – владеет миром. Дёргая за ниточку престижа, можно добиться почти всего.

Граждане не должны искать, где бы заняться физкультурой – она сама должна бегать за ними. В каждом ЖЭКе, ДЭЗе, кондоминиуме – физрук на казённом коште. Он выкликает граждан на зарядку, вместе со школьниками заливает каток, возглавляет лыжную вылазку в лес или в парк. В здоровом образе жизни (как и во всём остальном) критически важен пример, показ, живое вовлечение. За компанию, вместе со всеми человек способен сделать то, что один не осилит никогда. И хорошее, и плохое. Известен эффект толпы – и давайте использовать его во благо.

Бегать, прыгать, плавать должны все от мала до велика. Многим пожилым как-то неловко вот так взять и побежать, да и лень. А если толпой – за милую душу! Поднять с дивана человека может только другой человек. Вот и нужны физруки по месту жительства. Где их взять? Среди людей, предрасположенных к этой работе (педагоги, спортсмены, просто бойкие люди, увлечённые физкультурой), послать их на недлинные курсы – и вперёд! Вперёд не к рекордам, а к здоровью.

В школе физкультура должна быть каждый день. Каждый школьник должен иметь возможность ходить на спортивные занятия – лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика и пр. Это не должно быть платно и элитарно, а, напротив, даром и массово.

Когда-то, в 20-30-е годы, именно такова была государственная политика. Требовались не рекорды, а массовость – отсюда всем памятные по хрестоматийным фотографиям парады физкультурников. Была поставлена задача – вырастить физически подготовленное поколение: «Когда война-метелица придёт опять, должны уметь мы целиться, уметь стрелять». Тогда же изобрели сдачу норм ГТО (Готов к труду и обороне!), что не предполагало рекордов, а было нацелено на всестороннее развитие: тот же бег, прыжки, плавание и т.д.

Каковы были успехи?

А.И. Куприн, вернувшись из эмиграции, написал очерк «Москва родная». Там он отметил: у молодёжи за прошедшие двадцать лет изменилась походка – стала более упругой, подтянутой… Хотел подольститься к режиму? Вряд ли. Он был уже смертельно болен, по сути, приехал умирать на родину и вряд ли бы стал врать у двери гроба…

Вот таков, я полагаю, должен быть государственный подход к физкультуре и спорту. Государство должно сделать выбор: то или это.
Можно ли «взять всё лучшее от того и от этого» – как любят уходить от прямого ответа и практического дела извилистые чиновники.

Ответ: нельзя.

Это принципиально разные подходы. У нас нет ресурса для двух параллельных программ. Мы – бедное государство. Да, потенциально богатое, но эту потенцию ещё предстоит превратить в реальность. А пока – бедное. Так что надо выбирать. Если сделать немного того и немного этого – не получится ничего. Что и наблюдается в реальности.

Татьяна ПУШКАРЕВА, Публицист.ру

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page