Ушел из жизни великий актер Владимир Солопов, за 17 дней до 90-летия

солоповОтечественная культура, театральное искусство России, Российский государственный академический театра драмы имени Федора Волкова понесли невосполнимую утрату – 9-го августа 2015 года ушел из жизни Владимир Алексеевич Солопов, народный артист России старейший актер Волковской сцены, ярчайший представитель русской театральной традиции и театральной школы, владеющий тайнами сценических парадоксов, необходимых новому театру ХХI века. Глубина мысли, блестящая остро-театральная форма, полнота внутреннего движения, богатство актерской палитры явились основанием широкого общественного признания артиста. Солопов приносил на сцену и в зрительный зал небывалое обаяние, вдохновение, зрительный зал всегда был покорен его темпераментом и мощной внутренней энергетикой.
Владимир Алексеевич родился 27 августа 1925 года в станице Константиновской, на Дону. Учился в Ростовском-на Дону государственном университете. Почувствовав тягу к сцене, начал актерскую карьеру в драматическом театре Ростова-на Дону. Молодой Солопов испытывал себя на подмостках драмы и оперетты, работал шпрехшталмейстером в цирке, был конферансье в эстрадном оркестре Эдди Рознера. Впоследствии это придало его драматическим персонажам яркий эксцентрический оттенок. Его способности заметил народный артист СССР, выдающийся режиссер Фирс Шишигин, возглавивший вскоре Волковский театр и ставший на многие годы учителем и наставником Владимира Солопова.

В Ярославле 60-70-х годов репертуар актера был чрезвычайно насыщен. Лермонтовский дух был воплощен в его неукрощенном, неуспокоенном, мятущемся Печорине в одноименном спектакле. Его герои были из плоти и крови, крепко любили своих возлюбленных и не стремились в тихие заводи… Чувственные, способные наслаждаться жизнью, подобно Печорину, они всегда были на вершине, ни пике жизни.

Печорин и Глумов («На всякого мудреца довольно простоты») стали поистине легендарными. Но за ними следом появлялись и будили мысль и воображение зрителей художник Вагин («Дети солнца» Горького), боярин Колычев («Василиса Мелентьева»), дерзнувший восстать против Ивана Грозного, авантюристически-отважный Лжедмитрий («Царь Юрий»), мудрый и смелый дипломат Репнин («Посольский дневник») ученый-испытатель ядерной бомбы Бармин («Человек и глобус»). Почти все герои Солопова были мечтателями в начале пути, блестящими победителями, тоскующими мудрецами и странниками. Зритель на спектаклях с участием Солопова попадал в каскад трансформаций, масок, в атмосферу мучительной, но и спасительной иронии.

Актерской природе Солопова было не свойственно бытовое, реальное пространство. Его героям всегда была нужна эксцентрика, парадокс, выверт, – нужен Фауст, сплавленный с Мефистофелем. Их отличала значительность и мудрость, знак превосходства – острота ума и стремительность реакции. Солопову удавалось передать в характерах своих героев ощущение собственной личности как высшей ценности. Полем битвы для них становилось собственное самосознание и течение Времени. «Самостоянье человека – залог величия его». Это пушкинское кредо для героев Солопова становилось смыслом бытия.

По стране шла слава о Солопове – актере большого внутреннего лиризма, философской наполненности, острого гротеска, мудром сатирике.

В спектаклях с участием Владимира Солопова сцена получала новое дыхание и наполнение. В Фоме Опискине («Фома», по повести Достоевского «Село Степанчиково» (режиссер В. Боголепов) Солопову удалось дать сочетание непомерных амбиций и робости, ядовитой задиристости и апломба.

Роли Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты»), герцога Глостера («Король Лир»), профессора Звездинцева («Спириты» Л. Толстого), Сорина («Чайка»), Франтишека Абеля («Соло для часов с боем») были неоднократно отмечены областными премиями имени Федора Волкова и премиями «Лучшая роль года» в номинации «Мастера».

Владимир Алексеевич Солопов проявил себя как замечательный мастер-педагог сначала Ярославского театрального училища, а потом театрального института. Мастер-руководитель курса актеров драматического театра, он воспитал множество превосходных артистов, стоит лишь назвать имена Виктора Гвоздицкого, артиста МХАТ им. Чехова, народного артиста России, посвятившего своему учителю специальную статью в журнале «Театр», или Андрея Болтнева («Мой друг Иван Лапшин», «Противостояние»)..

Владимир Алексеевич Солопов принимал участие во всех зарубежных гастролях Волковского театра (Франция, Германия, Египет, Бразилия, Аргентина, Япония, США). И везде – во всех странах мира, на всех континентах он достойно и блестяще представлял подлинную школу русского национального театра.

Четверть века служил Солопов сцене Театра драмы имени Ф.Г. Волкова. Им сыграно огромное количество ролей в пьесах русской и мировой классики, современной драматургии, которые стали выдающимся явлением отечественного театра. Ведущие критики страны отмечали работы артиста, вписывая их яркой страницей в историю не только Волковского, но и всего российского театра.

Владимир Алексеевич Солопов — обладатель множества профессиональных премий, дипломов и званий, множества наград областного и федерального значения; среди них медаль «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы, диплом премии Федерального центрального округа в области литературы и искусства в номинации «За достижения в области театрального искусства». Он неоднократно становился лауреатом областной премии имени Федора Волкова, лауреатом премии «Лучшая роль года» в номинации «Мастера».

Верный хранитель традиций, он сумел сберечь неиссякаемую радость творчества, которая сделала его талант светлым и благородным. Он был лиричен и насмешлив, умел, как никто другой, играть с публикой, переводя ее с одного настроения на другое. Любил сценические трюки, не боялся водевильных в приемов, ведь когда-то он прошел сквозь цирк, оперетту, эстраду.

Когда японские профессора- театроведы, приехавшие в Ярославль и восхитившиеся стремительным и молодцеватым Городничим-Солоповым в «Ревизоре», выбравшие «Ревизор» для показа в Японии, узнали о дате рождения актера, они изумились его энергетике.

Нынешний год для Владимира Алексеевича — юбилейный. Всего 17 мгновений августа, 17 дней не дожил артист до своей славной даты.

День его рождения 27 августа труппа Волковского театра в полном своем составе встретит как торжество благодарной памяти выдающегося артиста. Мы говорим: «Светлая память!», но Владимир Алексеевич жив в наших душах, сердцах, делах, новых спектаклях.

Правительство и администрация Ярославской области

Мэрия города Ярославля

Департамент культуры Ярославской области

Ярославское отделение Союза театральных деятелей РФ

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова
Начало гражданской панихиды в среду, 12 августа, в 11.00 в помещении Театра имени Федора Волкова, фойе 1-го этажа, вход со стороны площади Волкова. Отпевание в Леонтьевском храме в 13.00.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page