Олег Отрошко: Было бы чисто на душе

олег отрошкоНа днях заглянула на огонек к старинному другу — художнику Олегу Павловичу Отрошко. Сколько бы раз ни встречались, тем для разговоров всегда в избытке. Вот и на этот раз часов пять подряд не могли наговориться. Олег Павлович рассказчик знатный — слушать не переслушать — все интересно, мудро, с изюминкой.

Вот, например, о родных кубанских просторах, где Господь сподобил его родиться, о рыбной речке Ея, с таким коротким названием, между прочим, самой длинной — 220 километров — на Северном Кавказе, в которой с малолетства удил рыбу и о рыбной плодовитости которой писал великий Геродот: мол, рыб там водится столько, что с берега на берег можно по их спинам перебежать, не замочив причинного места… Не зря же первый рисунок — он подарен родной школе — называется «Речка Ея».
Олег Отрошко знаменит на все четыре стороны как анималист, живописец, рисовальщик, график, монументалист — его работы украшают не только выставочные залы, но и частные коллекции в России и за ее пределами: в Китае, США, Японии, Германии, Италии, Индии. Мы говорили о состоявшейся в прошлом году юбилейной, посвященной его 75-летию, выставке — на самом деле, у Отрошко за весь период творчества прошло более двух десятков персональных выставок, а тех, участником которых был (городских, областных, зональных, всесоюзных, всероссийских), больше сотни. И как было не говорить о творчестве, о жанрах его работ — портретах, пейзажах, натюрмортах, о сокровенной для него анималистике, неповторимом стиле ее, присущем мастеру.
Его творческий дух формировался в светлые и несколько наивные 60-е годы прошлого века, когда жажда жизни и вера в необыкновенное будущее так тесно переплетались с обманчивой и непростой действительностью. И столько было потом в жизни этой обманчивости, несправедливости, тумана и горечи, что можно было загнуться, сломаться, попросту пропасть. Олег Отрошко не сломался, не исчез, не уехал в чужие дали, он остался и сохранил этот дух свежести и радости, воплотился весь без остатка в своих картинах. Он, будто исполинский дуб, укоренился, накрепко вцепившись в эту землю, и дарит ей всю мощь своего русского духа. Могучести казацкой.
Вот о ней-то Олег Павлович может рассказывать часами. Гордится своим родом героическим. Прапрадед Отрошко служил Отечеству еще в петровские времена, его предки участвовали в Отечественной войне 1812 года. Дед Михаил Леонтьевич без малого два десятка лет служил в лейб-гвардии Кубанской казачьей сотни, входившей в собственный Его Императорского Величества конвой — личную охрану царя-батюшки Николая II. Отец Павел Михайлович служил кавалеристом, в первую мировую воевал на Кавказском фронте, геройски воевал. После революции хлебнули лиха кубанские казаки: пережили расказачивание, голод и мор. А в Великую Отечественную все мужчины семьи Отрошко доблестно бились с фашистскими захватчиками. Олег по малолетству не сгодился на войну. Только и он, малыш, хлебнул горюшка в оккупации…
В его маленькой мастерской на 13-м этаже, под облаками, тесно от нагромождения эстампов, гравюр, живописных полотен и наскоро, но мастерски набросанных этюдов и так просторно от широты его замечательной души. И он сам обволакивает и потрясает, он погружает в свой мир любви ко всему живому на Земле.
олег отрошко 1Все известные работы Олега Отрошко названы незатейливо и просто: «Поющий глухарь», «Песни любви. Тетерева на току», «Выпи у гнезда», «Тревога. Лосиха с лосятами», «Сова с совятами»… Кажется, будто художник торопился и не заморачивался над названием. Но это только кажется. Судите сами — «Тревога. Лосиха с лосятами». Мудрая и любящая мать своей плотью готова защитить детенышей, всей любовью спасти — она прядет чутко ушами, втягивает тревожно воздух лесной, нет ли где врага, она готова дать ему отпор, уберечь младое племя лосиное от всякой напасти.
олег отрошко 2И сами произведения Отрошко воистину спасают душу от всякой напасти, от черствости и грязи, от злобы. Люби, пока это еще живо на Земле, пока еще соловьи поют и глухари токуют, пока не оглохли от запустения леса и долы, — это в твоих силах, человек! Раз пятнадцать за вечер цитирует Олег Павлович Омара Хайяма: «О, не растите дерево печали, растите дерево любви». Вот всю жизнь он так и делает. Назло всем бедам выживает, хотя это так непросто — болячек накопилась уйма, обидно, что ноги плохо ходят — не знает, как выбраться в свою заповедную деревеньку Раи, в Даниловский район, где, говорит, и остался только его дом, старенький, ремонта требует, но тепый и открытый для всех друзей.
О чем бы ни говорил Олег Павлович, речь непременно скатывается к друзьям, о которых отзывается то с гордостью, то с доброй иронией — и все-таки с любовью: «Каждый человек драгоценен!» Бывали в его мастерской не только местные знаменитости, но и люди, известные — народный артист Михаил Пуговкин, Юрий Никулин. С семьей Бурляевых связывает его крепкая дружба. Рассказал, как актер и режиссер Николай Бурляев дописывал у него сценарий своего «Лермонтова». О журналистах особое слово, среди них и мои коллеги по «Золотому кольцу», и Анатолий Грешневиков — вот ведь повезло-то быть названной среди таких мэтров, как журналист и писатель, большой политик, депутат Государственной думы России Анатолий Николаевич Грешневиков! По его мнению, нет бесталанных людей — каждый чем-то одарен, кто незаурядными знаниями, кто большой и нужной работой, даже политики обладают большим даром, хотя не многих Олег Павлович жалует — некоторые их реформы совсем не по душе ему.
А Грешневикова считает самым порядочным человеком и политиком: «У Анатолия всегда, с молоду, были хорошие, правильные мысли и очерки он писал хорошие, интересные. Далек он от чванства и спеси». Олег Павлович углубляется в далекие молодые годы, когда после окончания художественно-графического факультета Смоленского педагогического института он работал в вологодском Череповце, как попал на первую межобластную выставку, которая проходила в Ярославле, как познакомился тогда еще с Толей Грешневиковым, который, увидев его работу «Поющий глухарь» заинтересовался автором. Вот с тех пор и водят дружбу уже более сорока лет. «С тех пор он мой летописец», — говорит Олег Павлович.
В Ярославле Олег Павлович живет уже более трех десятков лет и всем сердцем сросся с нашим древним городом, полюбив его с первой встречи. Он нашел здесь свой «край Мазая», «тропы росные». Конечно, он уже практически не ходит, как бывало раньше, с ружьишком по лесистым окрестностям своей любимой деревеньки Раи, но нет-нет да и набросает этюдик с проклюнувшегося рассвета в те редкие дни, когда посетит сей дивный уголок…
За плечами Олега Павловича большая жизнь, полная и, несмотря ни на что, счастливая. Хоть и родился он 13-го числа 13-м ребенком в семье, вот и творит он на 13-м этаже в своей мастерской. Но, видно, Бог послал ему это число, принятое народом за несчастливое, как испытание, — на вот, попробуй поборись; посмотрим, что из этого выйдет! Он и борется изо всех сил, не сдается — «назло выживу, не благодаря, а вопреки, было бы чисто на душе и в доме».
Алла ХАЧАТУРЯН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page