Сергей Черкалин не только речников обидел

Люстра, Черкалин 2черкалин 1Жителей Рыбинска и малочисленных туристов, недовольных деятельностью директора музея-заповедника Сергея Черкалина становится все больше. На сей раз обиженными на Черкалина оказались рыбинские речники…
Недавно мне позвонил и предложил встретиться Владимир Степанов. В 1980-х годах он работал в горкоме КПСС и был заместителем директора Рыбинского речного порта по строительству. Владимир Александрович рассказал такую историю. Незадолго до начала перестройки рыбинская городская больница №2 им.Пирогова переехала из исторического здания Новой хлебной биржи что на Волжской набережной в новый большой и благоустроенный корпус на Полиграф. Здание биржи на Набережной оказалось брошенным и, по сути, никому не нужным. Медикам оно было не нужно, а город не знал, подо что приспособить это красивое, но технически проблемное здание на набережной, в которой и влажность высокая, и фундамент того и гляди в Волгу уплывет. Так биржа больше года пустовала и никем не охранялась. Появились мародеры, которые стали вывозить дореволюционные паркет, изразцы с печей, двери с резными наличниками и золотыми ручками.
И тогда директор Рыбинского грузопассажирского порта Николай Бурдаков решил это здание взять к себе на баланс и организовать в нем речной вокзал с рестораном и прочими атрибутами. Пароходство тогда было на высоте. «Метеорами», «Ракетами» и «Зорьками» перевозили сотни тысяч пассажиров, а сухогрузами миллионы тонн руды, железа и нефти. У речников были и деньги, и авторитет, и кадры безупречные, и возможности колоссальные. Поэтому рыбинским речникам хотелось иметь кроме плавучего двухэтажного красавца-дебаркадера большой шикарный речной вокзал, каких нет нигде на Волге. Решено – сделано. И Николай Бурдаков на предложение разместить в здании Новой биржи речной вокзал получил одобрение областного партийного начальства и Министерства речного флота. Этот речной вокзал должен был стать визитной карточкой Рыбинского грузового и пассажирского порта.
Вскоре коллектив порта своими силами привел здание в порядок. Капитально отремонтировали крышу, фундамент, вывезли сотни тонн мусора, различных медицинских отходов, брошенных медиками. Под ресторан полностью освободили от некапитальных перекрытий большой зал и построили так называемые антресоли. Все работы велись по проекту архитектурной мастерской «Ленгиприречтранс». Эта же организация по инициативе наших речников разработала и смонтировала две огромные люстры, аналогичные с той люстрой, что висит в фойе при входе в Эрмитаж. Эти люстры уникальны тем, что в их композиции находятся по 164 хрустальных светильника в каждой. Согласно акту их передачи люстры имеют значительную художественную и историческую ценность. А еще их уникальность заключается в том, что это полностью ручная работа. И больше таких люстр, кроме как в Эрмитаже, нет нигде. Только там висит одна люстра, а в Рыбинске их две.
Когда здание Новой биржи было «от» и «до» приведено в порядок. Когда был выполнен капитальный и косметический ремонт, восстановлены старинные элементы интерьера и повешены эти шикарные и безумно дорогие люстры, грянула перестройка. Пароходство стало разваливаться, и было принято решение передать здание безвозмездно из собственности порта в собственность города под музей. Было это в 1991 году.
Вскоре была создана комиссия по передаче имущества от одного собственника к другому. Возглавлял эту комиссию Владимир Степанов. Все передавалось по описи, и составлялся акт. Вот таким образом труды и средства работников Рыбинского речного пароходства безвозмездно переходило к музейщикам, у которых в своем коллективе ни порядка не было, ни единомыслия.
Даже с директором была проблема. И, пожалуй, от бызысходности директором музея поставили молодого радиоэлектронщика Сергея Черкалина. Как говорят сами музейщики, никто на эту низкооплачиваемую и хлопотную должность не шел. По всей видимости, и Черкалину работать было негде. Говорят, что с его характером и манерой общаться с людьми он был никому не нужен, вот и пошел работать в музей, в котором были рады любому человеку.
И вот Сергей Черкалин став директором музея, один за другим стал подписывать акты о приемке здания и предметов интерьера на баланс. 21 июля 1992 года Черкалин написал письмо директору порта Николаю Александровичу Бурдакову о передаче люстр: «В связи с предстоящим открытием музея в здании бывшей новой биржи, просим передать в дар, изготовленные по вашему заказу люстры большого биржевого зала в количестве 2 (двух) штук». На следующий день Бурдаков прошение Черкалина одобрил и 23 июля 1992 года был подписан акт «О безвозмездной передаче на баланс городского исторического музея г.Рыбинска 2-х люстр со 164 светильниками». Это был шикарный и очень дорогостоящий подарок рыбинских речников музейщикам (Не говоря уже о самом здании, отремонтированном с иголочки). В ценах 1991 года стоимость люстр составляла 60 тысяч 700 рублей. Огромная по тем временам сумма.
Прошло несколько лет. Музей открыли. В большом зале, где с речных времен висели люстры, разместили картинную галерею, и там же в уголке повесили памятную табличку о том, что сии люстры есть аналог люстр в Эрмитаже и являются, равно как и само здание, подарком Рыбинского порта. Для музейщиков эта доска – мелочь, но для речников была приятной. Висела эта памятная табличка больше 20 лет. Никому не мешала, речникам напоминала о добрых временах, а музейщики, как и положено, хранили историю возможного размещения здесь речного вокзала.
Но вдруг господину Черкалину взбрело в голову эту табличку ликвидировать. То есть убрать. Зачем? Кому она помешала? За ответом на эти вопросы Владимир Степанов, в свое время пекшийся об изготовлении и установке этих люстр и вообще о ремонте всего здания, пошел к директору Черкалину. Черкалин, во многом по жизни обязанный Степанову, особо разговаривать не стал. Мол, нет таблички и все тут, до свидания.
Вскоре, после того как Владимир Степанов поднял шум в средствах массовой информации, Черкалин дал муниципальной газете скудный комментарий насчет доски и люстр. Из того комментария следует, что, в общем-то, и люстры вроде как музею нынче не нужны, ибо они очень энергоемкие, а памятная доска не вписывается в новую концепцию музея.
Речники, работавшие в порту и прилагавшие свои силы и средства по ремонту здания и изготовлению люстр, возмущены таким несправедливым отношением Черкалина к их прошлым делам и заслугам. Но, по всей видимости, Сергею Дмитриевичу на это плевать. Как и на сам музей, который, по мнению многих посетителей, чахнет, не развивается и вообще превращается в шалман, где периодически проводятся банкеты и фуршеты для коммерческих фирм, вместо того чтобы служить жителям Рыбинска хранителем истории и быть центром развития туризма в городе.
Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ярославской области

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

1 комментарий для “Сергей Черкалин не только речников обидел

Комментарии закрыты.