Волжские плотины – это тромбы на кровеносной системе страны

Недавно в Москве проходили ХIV по счету международные Рождественские образовательные чтения. В этом году они были посвящены традициям и новациям, культуре, обществу и личности. Рыбинец Дмитрий Коновалов был соруководителем секции Рождественских чтений в Общественной палате РФ, где обсуждалась тема Экологических инициатив Русской православной церкви. Ему слово.
Сегодня и Русская православная церковь не может оставаться в стороне от тех экологических проблем, что влияют на окружающую среду и соответственно на здоровье, и благополучие человека. Одной из острых проблем является пагубное влияние водохранилищ созданных на равнинных реках центральной России, Сибири и Дальнего Востока. Сущность проблемы заключена еще и в том, что водохранилищами искажена первозданная природа рек, затоплено множество православных святынь, что для нас современных людей является кощунством по отношению к своей вере, своей Родине и своим предкам.
Пожалуй, наиболее дерзкое кощунство было совершено по отношению к реке Волге, реке которую русский народ ласково прозвал матушкой и почитал ее за мать городов русских.
В первой половине ХХ века Волгу перегородили плотинами, превратив реку в малопроточные умирающие водоемы, ныне называемые морями. Но что такое море? Море это то, что создал Бог. Об этом сказано в Священном Писании, в книге Бытие, в 1-й главе описано как Бог создал мир: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо».
Однако! Весь каскад Волго-Камских водохранилищ (так называемых морей) создал человек.
Неужели человек поворачивая вспять реки и покоряя природу, хотел показать всему миру, что Бог создал мир неправильно, и что человек умнее Бога? Или человек желал показать свою гордыню, свое величие, свое могущество покорения природы?
Искусственными «морями» Волго-Камских водохранилищ затоплено 65 старинных русских городов – хранителей богатейшего историко-культурного и духовного наследий России. Вместе с ними уничтожено пять тысяч сел и деревень, триста православных храмов, семнадцать монастырей, около полутысячи кладбищ. Больше миллиона человек переселено с родных мест. При строительстве гидросооружений и плотин на Волге был массово задействован труд заключенных ГУЛАГа, которых по разным данным погибло от 300 до 400 тысяч человек.
В результате сооружения водохранилищ абсолютные потери земли составили 4,8 миллионов гектар. Это 48 тысяч квадратных километров плодороднейшей пойменной земли. Это площадь таких стран как Дания и Голландия. К-примеру, площадь одного только Рыбинского водохранилища составила 4556 квадратных километров, было затоплено 13 % территории Ярославской. Все это было сделано под видом электрификации страны и развития судоходства.
Академик Фатей Яковлевич Шипунов сказал: «В середине ХХ века Волга перестала быть рекой. Она стала одиннадцатью водохранилищами. Волжские плотины — это тромбы на кровеносной системе страны».
До строительства плотин вода Волги добегала от Рыбинска до Волгограда за 30 суток, после строительства – за 450 суток (почти полтора года). После строительства плотин скорость течения воды уменьшилась, в 12 раз сократился водообмен, что привело к гибели огромного количества видов флоры и фауны.
Нарушился гидрологический режим притоков Волги, из-за высокого подпорного уровня реки, притоки Волги стали заиливаться, заболачиваться и зарастать. Из 150 тысяч рек и речушек, некогда впадающих в Волгу, навсегда погибли 50 тысяч.
Из-за неправильного регулирования каскадом гидросооружений в нерабочие дни, когда ГЭС не сбрасывает Волгу, вода начинает течь против своего привычного течения, что постоянно видят жители Рыбинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Костромы.
Постоянно увеличивается площадь мелководий волжских водохранилищ, размываются и рушатся берега. На мелководьях появляются вредоносные микробы, отчего по микробиологическим показателям волжская вода перестала соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормативам.
Весь каскад Волго-Камских водохранилищ с июля по сентябрь цветет ядовитыми синезелеными водорослями. В европейских экологических СМИ то и дело выходят материалы с заголовками «Зеленая Волга». Волга стала зеленой и ядовитой.
До революции русский народ пил волжскую воду некипяченой, а сегодня в ней даже опасно купаться. Из-за плохого качества воды вымерло большое количество видов рыб. Сегодня уже не встретишь волжскую стерлядь, осетра или сельдь. Практически стоячая, пресная, прогреваемая солнцем вода в водохранилищах способствует развитию болезней рыб. Сегодня зараженность рыбы составляет 80 %, а мутации встречаются у 40 % рыб.
Волжские водохранилища гибнут под активным воздействием человека. В волжском бассейне проживает 60 миллионов человек. Здесь производится 30 процентов промышленной и сельскохозяйственной продукции страны. Многие очистные сооружения не справляются со сбросом отходов. Например, город Череповец сбрасывает в Рыбинское водохранилище 100-120 тысяч тонн неочищенных или недостаточно очищенных стоков, содержащих медь, азот, нитрит, нефтепродукты. Ежегодно на дне Волги оседает более 4-х сантиметров органического ила, при разложении которого в воду выделяются ядовитые токсичные вещества. И так по всей Волге — от Москвы до Каспия. И как же Волга-матушка справится со всеми этими отходами, если гидростанции не дают ей свободно течь и восстанавливать свой естественный экологический баланс?
Самоочищаемость Волги снизилась в десятки раз, и она стала на всем своем протяжении антисанитарным водоемом. Не из-за этих ли экологических проблем у нашего народа так массово сегодня развиваются хронические заболевания и особенно онкология?
Немалую роль водохранилища оказывают и на влияние климата. К-примеру, Рыбинское водохранилище оказывает влияние на местный климат от 120 до 180 км. Замерзая зимой, оно превращается в гигантскую морозильную плиту — холодильник, который, тая весной, сдвигает естественное начало вегетации флоры Верхневолжья. А осенью и зимой отдает свое тепло. В зоне влияния водохранилища кратно превышен уровень атмосферной влажности. Это все факторы, оказывающие колоссальное влияние на климат и глобальное потепление.
Сложно природе-матушке справиться с «умными» преобразованиями «цивилизованного» человека.
Для чего России нужны плотины на Волге – эти тромбы? Многие считают, что для выработки электричества. Однако весь каскад ГЭС на Волге имеет генерирующую мощность около 11 миллионов киловатт. Это так называемая проектная производительность каскада. Практически с учетом регулирующих, аварийных и планово-ремонтных остановок, с учетом расхода энергии «на собственные нужды ГЭС», и потерь в гигантских электросетях — это всего 3 % от вырабатываемой в России электроэнергии. Вдумайтесь только, — мы обрекли почти половину России на экологическую катастрофу. Ради чего мы изуродовали веками устоявшийся образ жизни поволжских сел и городов? Ради чего волжскую воду, которую наш народ пил безо всякой очистки, мы превратили в грязную жижу, в которой опасно купаться и дохнет рыба? Все это ради 3 % электроэнергии!
Во всем мире уже признали — ГЭС на равнинных реках — грубая ошибка. Вреда от них во много раз больше, чем пользы. В США уже разобрано и ликвидировано более 450 ГЭС на малых и больших реках. Мотив один — экологический вред ГЭС.
Безопасный срок эксплуатации гидроэлектростанций уже исчерпан, необходим их демонтаж. Гидростанции строились непрофессиональными рабочими – заключенными, в условиях предвоенного и военного времени, при жестком дефиците строительных материалов. Например, при строительстве Рыбинской ГЭС использовали кирпич разобранного Югско-Дорофеевского мужского монастыря, основанного в 17 веке. При строительстве Угличской ГЭС использован кирпич Паисиев Покровского Учемского монастыря. Мы считаем не только опасным дальнейшую эксплуатацию водохранилищ и ГЭС, но и кощунственно злым деянием.
Спасение Волги – это возвращение исторической памяти, восстановление и развитие нравственно-духовных и эколого-хозяйственных устоев, сохранение и умножение культурного наследия русского народа, гармонизация отношений человека и природы.
Первоочередными мерами в деле спасения Волги должно быть скорейшее понижение уровня воды во всем Волго-Камском каскаде водохранилищ. Это обезопасит от грядущих техногенных и экологических угроз не только нас современных людей, не только обеспечит будущее нашим детям, но мы согласно Писанию благоукрасим нашу природу как образ земного рая.
Дмитрий КОНОВАЛОВ, православный богослов, председатель межрегионального общественного совета по проблемам Рыбинского водохранилища.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page