Рукопожатие Горбачева

никитинДважды я помогал готовить к печати документальные книги об августе 91 года. Первый раз в 93-м году. Назвалась книга  “Кремлевский заговор” и вышла с моим предисловием, как в России, так и в Германии. Авторами книги были  мои товарищи -Генеральный прокурор РФ Валентин  Степанков и его первый заместитель Евгений Лисов. Вторая книга -только за подписью   Валентина Степанкова —  вышла к 20-летию августовских событий в издательстве “Время” (Москва) под названием “ГКЧП. 73 часа, которые изменили мир”. А сейчас я решил написать  о тех уже давних событиях свою собственную документальную книгу, она будет называться “Рукопожатие Горбачева”. Это будет рассказ о лицемерии политиков. Их самовлюбленности. И пустоте мыслей, когда они заводят речь о народе. Разные это ипостаси — народ и вожди.

 Предлагаю вашему вниманию небольшой, начальный фрагмент  своей работы. В ней будет немало новых деталей о тех событиях.  Думаю, даст Бог здоровье, через полгодика, закончу книгу.

Павел НИКИТИН, журналист.

 

КУПАНИЕ В ЛЕДЯНОЙ ВОДЕ

18 августа 1991 года. Последний день визита Президента России Бориса Ельцина в Казахстан отдан под отдых. Веселью нет конца. Ельцин в местном этнографическом музее на потеху собравшимся сыграл на ложках, используя в качестве ксилофона голову русского чиновника из группы сопровождения. Президент больно бил по затылку сотрудника своей администрации, напевая: «Калинка, калинка моя. Выгоняла я корову на росу, повстречал меня медведь в лесу…» Чиновник, по голове которого гуляли ложки, делал счастливую мину.

А сейчас вот БН плещется в прозрачной горной воде. Тоненький журчащий ручеек, стекающий с вершин Медео, специально для гостя перегородили булыжной плотиной, образовав небольшую лагуну. Купание происходит под бдительным взором начальника личной охраны Президента Александра Коржакова – рослого, под стать Ельцину бывшего сотрудника КГБ, задача которого в перерыве между рюмками водки или волейбольными сетами развлекать шефа байками. Главное подлить маслица в лампадку неприязни, что горит в душе БН в отношении Горбачева. Например, рассказать про то, как при первой встрече Рональда Рейгана с Михаилом Горбачевым, американец задержал протянутую для рукопожатия руку советского Президента в своей ладони на целых тридцать пять секунд, тем самым парализовав волю руководителя СССР, и навязал взамен свою. Он сам эту картину видел. И голову готов дать на отрез, что Горбачева после того рукопожатия, как подменили. Подмял его своей волей Рейган.

Александр Васильевич многое может рассказать, но в данный момент ему не до этого, он весь в волнении. Умоляет Бориса Николаевича вылезть из ледяной воды, хватит уже плескаться, жалобно умоляет он шефа, не ровен час простудитесь! Но Б.Н. и слышать не хочет своего охранника,  поскольку Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его окружение в полном восторге от картины купания русского гостя в казахской горной воде. Они кричат Борису Николаевичу с бережка: «Ай, какой вы молодец! Ай, какой вы богатырь! Вас и ледяная вода не берет!».

Через два дня подписание нового Союзного договора. Все зависит от позиции Ельцина, России. Куда качнет туда и покатится Договор. Но Его, Ельцина, тем не менее, не ценят, относятся без должного уважения. Перед вылетом в Казахстан звонил Председателю КГБ Владимиру Крючкову, курирующему парк правительственных машин с просьбой поменять свой парадно-выездной «ЗИЛ», на более крупную, тяжелую модель, такую же, как у Президента СССР Горбачева. Почему, Он, народом избранный Президент России, должен ездить на машине более низкого класса, чем Горбачев, Ему нужно такое же авто, как у Михаила! Ни граммом легче! Крючков сказал, что просьба его будет выполнена, но в аэропорт Ельцину подали по-прежнему легкую машину.

+ Но Ельцин теперь на коне! Скоро все будет по-другому! У Него теперь инициатива, Он диктует условия Горбачеву, а не он Ему, как это было после Октябрьского Пленума ЦК КППС, на котором Борис Николаевич, заявил, что перестройка, начатая Горбачевым, всего лишь имитация перемен, что создается культ личности Михаила Сергеевича, и что Он, первый секретарь Московского горкома КПСС, заявляет в знак протеста в связи с этими уродливыми явлениями о своем выходе из кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС. Как его затравили после пленума! Как стали прессовать, обжимать, неудивительно, что в больницу угодил! Но и там достали! Пришлось в полуобморочном состоянии двигать на экстренно созванный по указке Горбачева пленум Московского горкома КПСС,  оправдываться, строить виноватую рожу, виноват, де, оскорбил по , недомыслию партию и Михаила Сергеевича и просить просить прощения за совершенную «грубую политическую ошибку».

Горбачев прибыл на пленум, чтобы насладиться картиной его унижения и церемонии освобождения от руководства столичной партийной организации. Сидел, улыбался, перебрасываясь какими-то репликами шепотом то с тем, кто сидел справа от него, то с тем, что слева. Праздновал победу, лицо масленое, довольное, как у кота, искушавшего вдоволь  сметанки. С пленума вернулся в больницу, дожидаясь решения дальнейшей судьбы, а Горбачев, гад, молчал. Не выдержал, нервы сдали, написал, нервно водя пером, Горбачеву письмо, полное извинений и заклинаний в верности. Да, был в ужасе! Испугался! А что в том такого? Могут отправить послом в какую-нибудь Монголию, а потом оттуда убрать под каким-нибудь благовидным предлогом, вычеркнуть из списка элиты страны! Раз и навсегда! Одним махом пера!

Саша Коржаков, друг сердечный,  не даст соврать,  в каком ужасном состоянии находился. Лежал, как полутруп. Принимал всех навещавших исключительно лежа в постели, протягивая для приветствия только два пальца. Они были так холодны, что все, кто удостаивался  усеченного рукопожатия, делали жуткие глаза, думая про себя: «Ведь может помереть!» Да и он сам чувствовал, что может загреметь в другой мир, если его не отогреют прощением. Умолял знакомых высокопоставленных чиновников, в том числе и своего заклятого врага секретаря ЦК КПСС Егора Лигачева,  воздействовать на Горбачева, доложить ему  с нижайшим поклоном  об  искреннем желании остаться в рядах его единомышленников.

Услышал, враг сердечный, позвонил! Оставил в Москве, предложил министерскую должность, пост Председателя Госстроя СССР, сбросил с барского плеча шубейку. Строят по всей стране и все идут с бумагами на разрешение в Госстрой СССР! Неплохая должность! Востребованная! Но если бы вы слышали, с какой гадкой, пренебрежительной интонацией он сообщил о своем решении, добавив при том: « А в политику тебя я больше не пущу!»

Нет, Он, Ельцин, никогда не простит перенесенного унижения! Час отмщения близок! С Литвой Горбачев мощно подставился.  Дал возможность развернуть настоящую атаку. После кровавого ночного нападения 13 января 1991 года  советских воинских подразделений на Вильнюсский телецентр, он — к счастью, уже не начальник Госстроя, а Глава всей России заявил: «Тщательно проанализировав события последних месяцев, заявляю… Я отмежевываюсь от позиции и политики президента СССР, выступаю за его немедленную отставку!» Обратите внимание, с какой политической точностью выстроены эти фразы! Как они торжественно звучат, почти по-левитановски! Сколько в них яда мщения! Сказал, точно душу отвел, вознесся в небеса. В отставку его! Пора! Не все верховодить, пора и честь знать.

Вот и в Казахстане Борис Николаевич, продолжая свою линию мщения , давит на Нурсултана Назарбаева, убеждает,  что новый Союзный договор уникальная возможность добиться республикам реальной независимости, отодвинуть от дел Горбачева, превратить его в игрушечную, ничего не значащую политическую пешку. А можно и вообще обойтись без него, если пойти на альтернативный договор с четырьмя республиками – Россией, Казахстаном, Украиной, Белоруссией.   Но об этом в официальных документах ни словечка, хотя по ним видно, что республики навязывают свою волю центру. Участники встречи в Алма-Ате через голову президента страны ( мы сами с усами!) обратились ко всем руководителям Союзных республик, что примечательно, в том числе и прибалтийским, которые о Горбачеве и слышать не хотят, провести рабочую встречу «с целью обсуждения экономических и социальных проблем и выработки концепции экономического соглашения». Только экономика, никакой политики не обсуждать. Так это официально звучит. А на самом деле политики здесь девяносто девять процентов!

Горбачев, хотя и находится  на отдыхе в Форосе, держит руку на пульсе. 16 августа, в первый день встречи Назарбаева и  Ельцина,  он звонит своему доверенному лицу,  руководителю аппарата Президента СССР Валерию Болдину и нервно бросает: — Ты понимаешь, как это называется?! Сепаратно, проигнорировав мнение Президента СССР, местечковые лидеры решают государственные вопросы. За два дня до подписания Союзного договора! Это заговор! Так я это не оставлю! Надо немедленно принимать меры.

В конце визита, когда все мероприятия в Казахстане были завершены, в том числе и купание в ледяной воде, случилась странная заминка. Вылет самолета Президента России задержали на целых четыре часа! Причины не понятны, все мнутся, никто ничего толком объяснить не может.

«Уже потом «компетентные источники» докладывали Ельцину, будто из Москвы поступила команда сбить наш самолет, — вспоминает Коржаков. – И чтобы спастись, нужно было подняться в воздух с опозданием. Во все это верится с трудом, но до сих пор так никто и не знает, была ли эта задержка устроена специально или нет. Мне же показалось, что вылет задержали из-за приятного, затянувшегося отдыха».

На допросе в рамках расследования дела ГКЧП Борис Ельцин не счел нужным сообщить о том, что ему кто-то нашептывал о намерениях ГКЧП сбить его лайнер. Он лишь отметил, что не давал никаких распоряжений о задержке вылета, и она никак не была связана с программой отдыха, который ему устроили казахские гостеприимные хозяева. В протоколе допроса записано: «При моем возвращении из Алма-Аты мне показалось необычным то, что по не очень убедительным причинам отлет был задержан на четыре часа».

После ночного прилета в Москву Ельцин сразу падает в постель и забывается усталым сном. Первыми словами, которые он услышал на рассвете, был: «Папа, вставай, переворот!». Новость принесла дочь Татьяна.

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page