Виктор Рогоцкий: Ситуация с обманутыми дольщиками требует наших постоянных усилий

РОгоцкий7 декабря в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный проблемам обманутых дольщиков, законодательным и организационным путям их решения. А за три недели до этого на заседании Совета Федерации по данному больному вопросу выступал сенатор от Ярославской области Виктор Рогоцкий. Он, в частности, тогда сказал, что эта проблема характерна, пожалуй, для всех регионов страны, за исключением, может быть, Чукотки и двух-трех аналогичных субъектов Федерации.

Что касается Ярославской области, которую представляет сенатор, то здесь в списке обманутых дольщиков значится 1700 человек. Перечень проблемных объектов включает 19 домов. Примерная стоимость завершения их строительства – 2.3 млрд  рублей. Данной проблемой активно занимается врио губернатора области, но без изменения законодательной и нормативной конструкции она грозит быть постоянной головной болью.

Тем более, что в целом по стране насчитывается более 40 тысяч обманутых дольщиков, проблемными являются 510 объектов, 173 компании, привлекавшие средства дольщиков находятся в процедуре банкротства.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала Виктора Рогоцкого, подчеркнув актуальность данной темы, тем более, что ко многим сенаторам жители их регионов обращаются с жалобами по этим вопросам. Она поручила комитету СФ по местному самоуправлению в кратчайшие сроки провести круглый стол по обманутым дольщикам.

И вот вчера он состоялся. Помимо членов Совета Федерации в нем приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств – от Минстроя до Минюста, а также ученые и специалисты.

Виктор Рогоцкий также изложил свое видение проблемы. Вроде бы уже действуют механизмы защиты участников долевого строительства, отметил он, однако проблема остается не до конца решенной и перманентно обостряется после банкротства очередного застройщика.

Принятие 214 федерального закона, устанавливающего гарантии защиты прав и имущества участников долевого строительства стало поворотным моментом, чтобы гарантировать исполнение обязательств застройщиками.

Однако не секрет, что рынок недвижимости переживает сейчас не лучшие времена. И в погоне за дешевым жильем граждане могут оказаться в руках нечистоплотных дельцов. Появляются малоизвестные застройщики, которые стремятся привлечь деньги населения в сомнительные как с экономической, так и с правовой точек зрения проекты.

Сложность проблемы заключается еще и в том, что недобросовестные застройщики всячески пытаются уйти из-под регулирования 214-ФЗ, требующего страховать строительство, а во-вторых, иметь банковские гарантии. Люди, чьи средства были привлечены любым из способов, обходящих требования этого закона, не считаются участниками долевого строительства и не могут претендовать на выплату компенсации. Но фактически они также обмануты застройщиками.

Единственный способ борьбы здесь – это введение уголовной ответственности за мошенничество с целью обойти в строительстве жилья требования 214-ФЗ.

Практика применения этого закона выявила определенные недостатки. Видимо, по этому правительство РФ собирается создать Компенсационный фонд долевого строительства, в который застройщики до выдачи разрешения на строительство будут зачислять один процент от его стоимости, указанной в проектной декларации. Но создание этого фонда не должно отменять те требования, которые предъявляет застройщикам 214-ФЗ, то есть страхование и банковскую гарантию – это было бы преждевременным шагом. Например, в близкой мне области, замечает Виктор Рогоцкий, в электроэнергетике единственным действенным механизмом, которому стало под силу стабилизировать ситуацию на оптовом рынке электроэнергии и мощности, стал механизм предоставления финансовых гарантий.

В связи с этим надо подчеркнуть, что в настоящее время страховые и кредитные организации играют роль своеобразного фильтра, служащего для самоочищения рынка от недобросовестных застройщиков. А исключение из системы, гарантирующей исполнение обязательств застройщиками, страховых и кредитных организаций может привести быстрому исчерпыванию средств Фонда, которые пойдут на поддержку неблагонадежных застройщиков за счет средств дольщиков и добросовестных строительных компаний. И в конечном итоге выплаты даже лягут на бюджет. И возникнет новый вид перекрестного субсидирования.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page