В России нет антисемитизма

Бурное обсуждение темы антисемитизма в России, вызванное неаккуратным заявлением вице-спикера Госдумы Петра Толстого, на деле вырвано из реального политического контекста и в целом не совсем понятно широким массам. Это показывает статистика, об этом говорят имена участников разборки в публичной сфере.

Напомним, на пресс-конференции по теме передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви Толстой заявил, что «люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах — на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Несмотря на попытку спикера Госдумы Вячеслава Володина отвести от коллеги прямые обвинения в антисемитизме, высказывание Толстого вряд ли можно расценивать двояко: история России мгновенно отсылает фразу о черте осёдлости к одному конкретному народу — еврейскому, а в целом поднимает неудобный вопрос о роли этого народа в революционных событиях 1917 года. Федерация еврейских общин России обвинила Толстого в подрыве межнационального мира и призвала Госдуму и следственные органы отреагировать на его заявления.

О профессии политика

 

В том-то и дело, что речь вовсе не об историческом контексте фразы и не в поиске исторической правды «было-не было», как пишут многие. Антисемитизм изречения Толстого возникает тогда, когда он переносит деяния предков на нынешнее поколение и обрамляет уже современные деяния национальным признаком.

Проблема не в выявлении исторических фактов, а в том, что неаккуратная формулировка была прочитана многими вполне конкретно: «черта осёдлости — неплохая штука, можно и восстановить, а то все храмы поотбирают и разрушат». Хотя сам Толстой вовсе не это имел в виду и никогда бы не подписался под подобными призывами.

Вывод прост: власть по-прежнему не умеет работать с общественным мнением. События вокруг передачи РПЦ Исаакиевского собора это показали здорово: промахнулись местные интересанты, ошиблись городские власти, промолчал федеральный уровень, традиционно тиха РПЦ. Все уровни поставили на то, что конфликт сам собой рассосётся. Так оно, скорее всего, и будет, хотя электоральные потери ещё предстоит посчитать весной 2018-ого.

Антисемитизм неинтересен

 

Впрочем, попытки отдельных «политиков» пропиариться на этом промахе вице-спикера и раскачать опасную тему антисемитизма в России нелепы, хотя и не безопасны вовсе. Масштабное исследование «Левада-центра» по заказу Российского еврейского конгресса в прошлом году показали: в России один из самых низких уровней антисемитизма в мире и за долгое время.

Евреи перестали быть некой особой национальной группой, на которую общество по привычке валит всю вину за социальную неустроенность и любые иные негативные моменты. Скажем, в 1996 году о своей неприязни к еврейскому народу открыто говорили 16% россиян, сегодня — только 8%. Четверть века назад только 37% респондентов считали евреев миролюбивыми, а сейчас — свыше 63%. Хорошими работниками их видят 43% россин в 1990-м, а в 2015-м — 66%.«Состояние антисемитских убеждений у населения России следует считать «пассивным», заключают авторы доклада.

Радикальное снижение уровня антисемитизма в России произошло по нескольким причинам. Во-первых, негативная риторика по отношению к евреям уже давно покинула сколь либо значимую политическую повестку. Во-вторых, сами евреи давно ассимилировались и стали неразрывной частью российской культуры и общественной жизни.

О том, что в России радикально снизился уровень антисемитизма (особенно по сравнению со странами Восточной Европы), говорят и расчёты американской антидиффамационной лиги. Более того, многие евреи из бывших стран Советского Союза после распада империи поехали именно в Россию. Привлекла бы наша страна и европейских евреев, если бы не падение уровня жизни и развал экономики в минувшие четверть века.

Эксперты отмечают, что попытки набрать политические очки на теме антисемитизма время от времени наблюдаются на российских выборах разного уровня, но неизменно проваливаются в виду отсутствия интереса со стороны населения.

Европа помнит

А вот озабоченность в связи с ростом антисемитизма в Европе актуальна. Если в России случаи нападения на евреев и акты вандализма по антисемитским признакам — явление уходящее, то в Европе напротив — бытует и по сей день. Интересно, что российский антисемитизм уступил место нелюбви к кавказцам, а в Старом свете не поддался на искушение антимусульманского радикализма.

По мнению председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, члена «Конференции европейских раввинов» Шимона Левина с проявлениями антисемитизма евреи наиболее часто сталкиваются во Франции. «За два последних года 15 тыс. евреев уехали из этой страны,— сказал он.— Сейчас самая большая еврейская община во Франции, там живет около 500 тыс. евреев, но по нашим прогнозам, в ближайшие 20 лет ее покинет примерно 200 тыс. человек».

Источник: expert.ru (в сокращении).

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

0 комментариев для “В России нет антисемитизма

Комментарии закрыты.