Там, где рождается «Снегурочка»

Север России – удивителен. Это огромные просторы, многочисленные реки, высокие леса, много снега и холода зимой, а летом – обилие зелени. В республике Коми живет сдержанный и по-северному немногословный народ. Здесь не услышишь громкой речи, не  вздрогнешь от пререканий в общественном транспорте, а в поезде Москва-Сыктывкар случайные попутчики не стремятся познакомиться, чтобы скоротать долгие часы дороги.

Как все северные территории, Республика Коми развивалась медленно и неспешно. И только с открытием в Сыктывкаре градообразующего предприятия – целлюлозно-бумажного комбината – заявила о себе как крупная промышленная территория на карте бывшего СССР. Бывший СЛПК — сегодня АО «Монди Сыктывкарский ЛПК». По приглашению компании сюда приехали руководители российских региональных СМИ. Пресс-тур состоялся в рамках проекта АРС-ПРЕСС «Узнаем Россию вместе!»

Монди Сыктывкарский ЛПК — один из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции в России – стоит на левом берегу реки Вычегда, в 18 километрах от центра Сыктывкара, в Эжвинском районе города. Производственная история комбината началась 25 июня 1969 года с запуска картоноделательной машины. К началу нового тысячелетия технологии в целлюлозно-бумажной промышленности достигли нового уровня производительности и безопасности. И в начале нынешнего века международная группа по производству упаковочных и бумажных материалов обратила внимание на небольшой город на Севере России, где переживал не лучшие времена целлюлозно-бумажный комбинат.  Спасти производство мог только серьезный инвестор.

Австрийские бизнесмены купили акции комбината, и в 2002 году он вошел в состав   Группы Mondi. Совет директоров принял решение инвестировать деньги в модернизацию оборудования, увеличение производственных мощностей «Монди СЛПК». 1 июля 2008 года − официальная дата начала масштабных работ по реконструкции и модернизации комбината — проекта STEP, инвестиции в который составили 545 млн Евро. STEP стал крупнейшим инвестиционным проектом в Российской ЦБП за предшествующие 30 лет. Уже в конце сентября 2010 года на «Монди СЛПК» были запущены новые объекты. Реализация проекта позволила модернизировать производство и увеличить производительность почти всех звеньев технологической цепи. На предприятии снизились затраты на техобслуживание, а также уменьшилось потребление химикатов, древесины и воды, повысилась эффективность оборудования для очистки сточных вод и выбросов в атмосферу.

Сегодня предприятие специализируется на выпуске офисной и офсетной бумаги, также производит газетную бумагу и тарный картон. Самый известный продукт компании — офисная бумага «Снегурочка» обоснованно считается самым популярным продуктом в своем сегменте рынка.

Журналистов, конечно же, интересовала газетная бумага. Именно к этой теме мы то и дело возвращались на организованной для делегации АРС-ПРЕСС встрече с генеральным директором АО «Монди СЛПК» Клаусом Пеллером.

Клаус Пеллер – удивительный человек! Он эффективно руководит предприятием, свободно говорит по-русски, в общении живой, обаятельный. Но что самое главное – он идентифицирует себя не только с возглавляемым им Монди СЛПК, но и с Россией в целом. Мы поначалу не совсем понимали, что имеет ввиду Клаус, когда говорит: «Мы сделали. Мы наметили. Мы планируем. Наши национальные особенности». Оказывается, это все – о России.

Нас интересовали, конечно же, программы защиты окружающей среды. Ведь производство бумаги неразрывно связано с уменьшением лесных угодий…

Господин Клаус Пеллер назвал три направления защиты окружающей среды.

Первое — устойчивое лесопользование. «Мы поменяли политику полностью. Раньше в лесу оставались отходы, и хранилась древесина. Теперь мы сказали: когда рубим лес, то сразу вывозим все на комбинат. В лесу ничего не остается! Все убираем за собой.

Второе экологическое направление – это сокращение выбросов в атмосферу. Мы проводим модернизацию ТЭЦ, чтобы установить еще один корьевой котел и увеличить выработку «зеленой энергии» (сейчас ее объем превышает 40%). И третье направление —  это станция очистки сточных вод, которая кроме промышленных сточных вод очищает также 100% сточных вод Сыктывкара, Эжвы и близлежащих промышленных предприятий. Она очищает стоки по самым современным технологиям. В этом году мы завершаем ее широкомасштабную модернизацию, цель которой — удовлетворение растущей потребности водоочистки и повышение ее эффективности».

Господин Пеллер ответил на вопросы о газетной бумаге. Руководителям печатных СМИ зачастую кажется, что стань газетная бумага дешевле – и тиражи начнут расти. Но генеральный директор Монди СЛПК с этим не согласен. Падение спроса на газетную бумагу – мировая тенденция, она тесно связана с уменьшением тиражей, развитием цифровых технологий, интернета.

«Спрос на газетную бумагу падает, — подчеркнул Клаус Пеллер. —  70 процентов газетной бумаги в России идет на экспорт в  Индию, Китай, Турцию и т. д. Газетная бумага — убыточный продукт, поэтому мы не делаем акцент на дальнейшее развитие этого направления. У каждого подобного предприятия есть свой план по изменению стратегии в случае необходимости. Это может быть выпуск упаковочной бумаги, тетрадей и т. д.

Нам, журналистам, всегда кажется, что в цепочке производитель-потребитель слишком много посредников, из-за которых неимоверно вырастает цена. Как оказалось, это ошибочное мнение. Разница между ценой бумаги Mondi для поставщиков и конечных потребителей небольшая — примерно 20%.

«Двадцать процентов наценки – это совсем немного, — уверяет нас Клаус. – Ведь ее нужно хранить, транспортировать, охранять. К тому же мы несем потери – некоторые клиенты не рассчитываются. Так что это хорошая цена».

Обсудили и вопрос государственного контроля над ценами. Как истинный бизнесмен, Клаус считает такой контроль чрезмерным.

«У меня другой взгляд. Наверное, у меня другая бизнес-культура. Долгосрочно контролировать цены на рынке нельзя – рано или поздно цепочка сломается  и этот принцип не будет работать. Регулировать цену на лекарство это нормально. А регулировать цену на бумагу – неправильно».

В России есть четыре предприятия Mondi: в Республике Коми, Свердловской, Липецкой и Ярославской областях. А всего предприятия компании размещены более чем в 30 странах. Поэтому задали мы вопрос и о нашем русском менталитете. Не смущает ли Вас порой наше русское разгильдяйство?

Но, оказывается, ни о каком разгильдяйстве на Mondi и речи нет.

«Мне кажется, мы очень стремительные люди. (Клаус говорит «мы» о нас, русских, считая теперь себя одним из нас). Это отличительная черта персонала российских предприятий Mondi. Если у нас есть план – мы стремимся выполнить его и все идем к цели. Это российская эмоциональность».

Каждый день 700 вагонов уходит с Монди СЛПК к клиентам. Бумага, особенно офсетная, и особенно такого качества, как на комбинате, очень востребована. А здесь, в Сыктывкаре, есть всё: сырье, база и, конечно же, трудолюбивые люди. Поэтому господин Пеллер считает работу возглавляемого им предприятия перспективной.

«Если бы я так не считал – меня бы тут не было», — с улыбкой заверяет он журналистов.

И мы ему верим. Потому что даже внешнеполитические изменения не повлияли на отношение австрийцев к своим предприятиям в России.

«Мы не остановили ни одного инвестиционного проекта» – говорит Клаус, — «мы по-прежнему продолжаем вкладывать деньги в производство».

И не только в производство. На предприятии применяется разумная кадровая политика на перспективу. Постоянно ведется обучение сотрудников. Руководство Монди СЛПК ищет таланты среди молодежи. В марте этого года объявлен очередной конкурс для талантливых студентов. Монди СЛПК сотрудничает с Сыктывкарским лесным институтом, Московским государственным университетом, Санкт-Петербургским университетом промышленных технологий и дизайна и Уральским лесотехническим университетом.   Перспектива выпускников – лучшие зарубежные вузы и карьера на предприятиях Группы Mondi.

Ну а кадры, как известно, решают всё!

Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА, специально для «Золотого кольца»

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page