Прекрасный Неаполь и другие шедевры европейских пейзажистов

В Ярославском художественном музее 28 июня открывается выставка «Европейский пейзаж», На выставке представлены работы художников из Италии, Франции, Германии, Австрии, Швеции и Дании. Живописцев разной степени известности объединяет неизменно высокий уровень мастерства и приверженность одному жанру – пейзажу.
Неаполитанская школа пейзажа, с начала XIX века ставшая центром романтизма в Италии, объединила художников, облюбовавших холмистую местность Позиллипо в окрестностях города для работы на пленере. В работе Джоаккино Ла Пира – представительницы младшего поколения позоллипистов – вид на бухту Неаполитанского залива, изображение рыбаков, занятых своим привычным делом, сливаются в гармонии безмятежной природы и спокойного человеческого существования. Легкий, полный света, воздуха и свежего морского ветра пейзаж создает узнаваемый образ «прекрасного Неаполя».
Виды горных хребтов и вершин, озёр и долин – традиционный сюжет для европейской живописи XIX века. Подобные изображения были особенно популярны среди художников, продолжающих традиции романтического пейзажа Дюссельдорфской школы. В работах Франца Рихарда Унтербергера, Хайнриха Штайнике, Пауля фон Франкена природа изображена реалистично и даже натуралистично, художники тщательно прорабатывают мельчайшие детали причудливых пейзажей, они чутки в восприятии  природы, стремлении передать воздушную среду, игру света и теней, но  при этом стремятся придать картинам спокойную величественность и высокую гармонию.
Классический пейзаж, представляющий идеальный, часто фантазийный вид природы, построенный по академическим правилам, был близок многим художникам позднеромантического направления. Таков «Город на берегу озера» Хайнриха Карла Йекелья с изображением водной глади, живописного берега с беседкой и эффектным городским видом на дальнем плане.
Вниманием к естественной красоте природы, непритязательным видам и  желанием писать с натуры знаменовалось становление национальной школы французского пейзажа XIX века. На выставке можно увидеть работу одного из его основоположников – Камиля Коро. Его лесной пейзаж с поваленным деревом – это стремление зафиксировать мгновение, изменчивое состояние природы и собственное переживание увиденного.
Французскому пейзажисту Феликсу Зиему известность принесли виды Венеции. Наполненные той же живостью впечатлений от натуры, вниманием к свету и воздуху, они поражают почти фантастической яркостью. Один из таких пейзажей представлен в экспозиции.
Замечательны на выставке марины Отто Людвига Рихарда (Швеция) и Вильгельма Виктора Билле (Дания), исполненные в академической традиции североевропейской пейзажной живописи.
ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page