Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор о том, можно ли защититься от ненависти

Проблемы и вопросы безопасности становятся всё более актуальными от года к году – на фоне того, как всё больше растёт преступлений, спровоцированных не имущественными или иными рациональными потребностями, но обычной ненавистью к той или иной группе людей. Все, от официальных властей до еврейских общин и рядовых граждан, задаются вопросами на тему того, как именно можно обеспечить собственную безопасность и безопасность общества в целом.

Для еврейских общин, к слову, этот вопрос уже давно не праздный. Как отмечает Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), давление антисемитизма на рядовых евреев даже в их повседневной жизни приводит к тому, что никто и никогда не чувствует себя по-настоящему защищённым. Сами евреи пытаются найти выход разными путями: кто-то подумывает об эмиграции из Европы, кто-то прикладывает усилия к тому, чтобы скрыть свою принадлежность к еврейской нации, избегает общинных мероприятий, не отмечает праздники и не носит отличительные элементы одежды. Однако статистика безжалостна, и каждый случай нападения на еврея в его собственном доме, теракт в синагоге или общественном месте, ещё больше подрывают уверенность людей в том, что безопасность в принципе возможна.

Подобные настроения не только сказываются на качестве жизни людей, говорит Вячеслав Моше Кантор, но и лишь ещё больше углубляет пропасть и недоверие в обществе как таковом, подрывая доверие граждан к властям, которые как будто не в состоянии защитить их от терактов и преступлений. В случае с евреями ещё и крепнет уверенность в том, что властям европейских государств на самом деле безразлично положение еврейской общины и на их проблемы просто не обращают внимания. У этого есть и другая негативная сторона: как поясняет Вячеслав Моше Кантор, эта неуверенность приводит к тому, что многие антисемитские атаки и преступления замалчиваются даже самими жертвами. Зачем сообщать, если никаких мер всё равно не будет принято – так рассуждают многие евреи. Однако подобный подход ещё и не позволяет составить объективную картину распространения антисемитизма и его проявлений, а потому принять адекватные меры. Порочный круг, который неизвестно как разрывать…

Когда где-либо в мире происходит теракт или массовое преступление на почве ненависти, особенно если это происходит в общественных местах, власти неизменно отвечают усилением мер физической безопасности. Касается это и еврейских общин, хотя Вячеслав Моше Кантор и ставит под сомнение реальную эффективность подобных мер. С одной стороны, само усиление полицейской охраны не может длиться бесконечно, и чаще всего такие меры являются ответом на уже случившееся преступление. С другой, отмечает Вячеслав Моше Кантор, сам «силовой режим» негативно сказывается и на тех, кого он призван охранять. Евреи как будто ещё сильнее отчуждаются от остального общества, вынужденные жить в состоянии осаждённой крепости, а дети – привыкать к тому, что они не такие и не могут без опасений посещать даже простую школу.

Впрочем, события последних лет, особенно внутренние теракты, как те, что произошли в синагогах США и Германии, в мечети в Новой Зеландии, не оставляют сомнений – физическая охрана необходима. Ключевым моментом в этом Вячеслав Моше Кантор считает то, насколько эта охрана подготовлена и насколько способна действительно предотвратить преступление. Так, напоминает Вячеслав Моше Кантор, именно охрана помешала террористу из Галле проникнуть в синагогу, как он намеревался, а потому человеческих жертв в этом преступлении наверняка оказалось меньше, чем могло бы быть.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page