А зачем попу Олимпиада

  • С китайской Олимпиадой в этом году случилась занятная штука. Если бы не забытый на стадионе дедушка в пледике, оказавшийся вдруг нашим президентом, чье фото облетало все соцсети, вообще никаких новостей о старте некогда главного международного события не было б.

    Если еще лет 10 назад это мероприятие заранее влекло какую-то прямо болезненную ажиотацию, то даже до Ковида, со второй половины 2010-х, интерес к ней, кажется, начал протухать.

    Мне всегда Олимпиада казалась в высшей степени странным мероприятием. Для коммерческих видов спорта, у которых есть зрители, рекламодатели, где топовые спортсмены могут зарабатывать в год госбюджет небольшой страны, для футбола, хоккея, баскетбола, бокса и всего в таком духе, Олимпиада – это какое-то вообще сугубо несуществующее в иерархии соревнование. Никакие звезды даже не думают в этом участвовать.

    А все остальное содержание олимпиад – это список видов спорта, которые в мирное время никому вовсе не нужны. Конечно, все бывает на свете, но я очень сомневаюсь, что есть на свете бобслеист, который этим своим бобслеем не виллу даже на Лазурном берегу купил, но хотя бы ипотеку за двушку выплатил. Или стрелок из лука, или керлингист, или штангист, толкатель ядра, метатель копья.

    Это виды спорта, которые не существуют как зрелище, как бизнес, там не делают звездных карьер, не наваривают себе десятки миллионов, их не показывают в лучшее эфирное время. Они существуют только в рамках вот таких заведомо дотационных мероприятий.

    Т.е. Олимпиада – это популярные виды спорта в исполнении кружка самодеятельности и все остальное, что просто идет в нагрузку. Раз в четыре года массовый зритель узнает, что стрельба из пистолета на 50 метров – это спорт.

    При этом Олимпиада – все более и более макроэкономическое мероприятие. Даже демократические страны, в которых вопрос перевода жалкого миллиарда долларов из одной статьи бюджета в другую запросто вызовет парламентский кризис, спокойно готовы угрохать целые проценты ВВП, поставить раком образ жизни миллионов людей, заради двухнедельного события, о котором еще спустя две недели все напрочь забудут.

    Да, это всегда идет под мутные разговоры о развитии туристической инфраструктуры, повышении привлекательности – и весь этот чиновничий рататуй. Но, во-первых, какое отношение к туристической инфраструктуре имеют гигантские спортивные объекты, ввиду своих масштабов сугубо одноразовые? Во-вторых, если в городе раньше не было лишних 100 тыс. номеров гостиничного фонда, то велика вероятность что они ему просто не в коня корм.

    Мы знаем примеры когда страны не просто потратили кучу денег, но когда за эти две недели надорвали свои экономики, как Греция после 2004-го, например.

    Почему-то правительствам в XX веке удалось втюхать идею, что эстафета бессмысленных расходов в макроэкономических масштабах – это государственный престиж, а не глобальное надувательство, хотя из карманов налогоплательщиков вытаскивают кучу денег, уродуют города бессмысленной инфраструктурой. А все плюшки с этого, начиная с отчислений за трансляции и рекламу, кончая исключительными правами на любую символику, связанную с играми, получает какая-то наднациональная лавочка, ни цента в это дело не выложившая.

    Почему в это продолжали играть под невыполнимую идею о долгосрочной пользе – причем не только мрачные диктатуры, которым лишь бы мелькнуть на международной арене, позвать в гости белых господ – но и вполне нормальные страны, – для меня всегда было загадкой.

    Михаил МАКОГОН.

    https://publizist.ru/blogs/111431/41991/-

     

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page