Есть ли будущее у ярославского села

В далеком 2009 году, когда губернатором Ярославской области был Сергей Вахруков, я писал для одной из конференций проходивших в Борке Некоузского района доклад на тему: «О перспективах сельских муниципальных образований Ярославской области». В качестве образцового примера того, какими темпами и как вымирают ярославские деревни, я взял Брейтовский район. Прошло 13 лет, сменилось три губернатора и то, о чем я прогнозировал тогда, оказалось страшной реальностью.

В 2009 году население Брейтовского района составляло 7, 250 человек. Тогда многие удивлялись, мол, как такой маленький по численности населения район все еще остается самостоятельным муниципальным образованием, и многие верили, что вот-вот жизнь нормализуется, начнет работать промышленность, сельское хозяйство, туризм и сокращение населения переродится в его рост.

Я же оценивал ситуацию иначе – предпосылок для того, чтобы район стал развиваться, а не стагнировать не было. И самым главным тому показателем был и по сей день остается – безработица. Какой бы замечательной там не была экология, потенциалы для туризма и всего прочего, без изменения политического, а значит и экономического курса всего региона возрождение этого сельского района, а равно и других сельских районов в области нет. И я приводил цифры статистики: если ежегодно в районе рождается около трех сотен человек, а умирает около четырех сотен, то при естественной убыли в сотню человек в год население района за 10 лет сократится более чем на тысячу человек. И вот доказательство, прошло 13 лет и на сегодняшний день население Брейтовского района сократилось на 1650 человек. Сегодня там проживает 5, 600 человек.

При этом, если раньше в районе еще сохранялись надежды на будущее, оставался советский запас агропромышленной прочности, обеспечивающий рабочие места, то сейчас не осталось и этого. Поэтому тенденция к уменьшению численности населения увеличивается. К тому же увеличивается средний возраст населения, который через несколько лет еще ускорит процесс вымирания района.

Сразу вспоминается программа Хрущева и Заславской по уничтожению неперспективных деревень, когда небольшие, но крепкие и уютные деревни уничтожали тем, что переманивали всеми силами людей в крупные села и города. Теперь, очевидно, у этой власти весьма плодотворно реализуется программа по уничтожению больших сел (типа райцентров Брейтово и Некоуз) и малых городов (типа Мышкин, Данилов и Пошехонье).

Сейчас перед выборами новый врио губернатора ездит по малым городам и раздает обещания. Народ вроде как верит и мечтает о светлом будущем своих сел и деревень, однако если трезво оценить то, что за обещания раздает новый врио губернатора Михаил Евроев, то становится совсем печально за ярославское село.

Вся его активная предвыборная деятельность направлена на затыкание дыр – подлатать дорогу, починить крышу, подарить компьютер. Все это не решает комплексной проблемы. Отдельными подачками ярославское село не спасешь, впрочем как и всю Ярославскую область. Необходима новая экономическая политика, направленная на создание новых производств, на создание новых фермерских хозяйств. Селу не нужны единичные подарки в виде отремонтированного двора. Если у народа будет достойная работа, достойный доход, то значит у местных бюджетов будут деньги на все эти качели с бордюрами. Поэтому первое разочарование в новом врио — это то, что от его приездов в Брейтово или Некоуз не было ничего услышано о развитии агропрома, то есть о решении насущнейшей проблемы – безработицы. А все его посещения действующих хозяйств — это заслуга местных предпринимателей, чудом выживающих в этих непростых экономических условиях.

И поэтому спустя 5 месяцев со дня назначения нового врио губернатора становится печально за то, что эта его политика «заткни дыру» вместо политики «Новая работающая экономика с условиями для бизнеса, для возрождения агропрома и промышленности», продолжится и после выборов. А значит надеяться на созидающий большой скачок в ярославской экономике не приходится.

Впереди будут пять лет губернаторского срока. За эти пять лет, при такой политике, население Брейтовского района сократится еще человек на 500-700. С аналогичной тенденцией произойдет сокращение численности населения во всех муниципальных образованиях области кроме Ярославля, Рыбинска и Переславля (хотя в последних двух население тоже сокращается, но с иной тенденцией). И поэтому несложно предположить, что к тому времени будет остро стоять вопрос объединения районов – Брейтовского с Некоузским, Пошехонского с Первомайским, Борисоглебского с Ростовским. Ну и так далее.

Но многое может измениться, если произойдет чудо, уж не надеюсь федерального, но хотя бы регионального масштаба. Например, на выборах в Ярославскую областную Думу в 2023 году победу одержат кандидаты от оппозиции, те люди, которые реально болеют за ярославское село и знают пути его экономического развития. Которые понимают, что решать проблему сел и деревень надо не установкой лавочек у аварийных домов, а созданием системы сельской кооперации, снижением налогов сельхозтоваропроизводителям, снижением для фермеров бюрократической нагрузки, содействием в получении льготных кредитов, строительством жилья для многодетных и сирот в селах, а не в городах. И еще – сельский туризм, культура, медицина. Это все вещи реализуемые. Причем достойным примером этому служит Белгородская область, где тамошний губернатор (с 1993 по 2020 годы) Евгений Савченко сумел все это воплотить в реальность.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, магистр юриспруденции.

 

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

0 комментариев для “Есть ли будущее у ярославского села

Комментарии закрыты.