Почему три четверти ярославцев недовольны качеством медицинских услуг

Корреспондент «Золотого кольца» встретился с Дмитрием Коноваловым, магистром юриспруденции,  заместителем председателя МОО «Общественный совет по защите прав потребителей» и поговорил с ним о состоянии рыбинского и вообще ярославского здравоохранения.

 — Дмитрий Михайлович, ваша правовая деятельность тесно связана, в том числе, с исследованиями в области региональной медицины. Что сейчас происходит в рыбинском здравоохранении?

  • За последние 15 лет в  одном только нашем городе Рыбинске количество медицинского персонала сократилось на 1552 человека, из них врачей-специалистов, — кардиологов, неврологов, терапевтов, хирургов сократилось на 211 человек, специалистов среднего звена – фельдшеров, акушеров, анестезистов сократилось на 630 человек, а младшего медперсонала сократилось на 711 человек. Это, повторюсь, в одном только нашем городе Рыбинске. Сейчас в Ярославской области остро не хватает 1118 врачей. Это данные регионального департамента здравоохранения.

Износ медицинского оборудования в государственных учреждениях здравоохранения Ярославской области составляет, по разным оценкам, до 40 процентов, при этом порядка 60 процентов учреждений нуждаются в пополнении и обновлении оборудования.

Органы прокуратуры Ярославской области с каждым годом выявляют всё больше нарушений в системе здравоохранения – в 2020 году было выявлено 991 нарушение, в 2021 году – уже 1250 нарушений. Выходит, что практически ежедневно прокуратура выявляет 3-4 нарушения в системе здравоохранения. Это прежде всего связано с недофинансированием, с отсутствием управленческих квалифицированных кадров, с наплевательством отдельных чиновников.

Естественно, что при всех этих проблемах растёт количество больных людей, нуждающихся в квалифицированной помощи. Всё это говорит и о кризисе региональной системы здравоохранения. У нас ежегодно растёт количество больных людей. К примеру, в 2020 году выявлено 4990 человек онкологических больных, а в 2021 году уже 5478 человек. Что это, если на кризис?

При этом областные депутаты, на мой взгляд, не предпринимают попыток коренным образом изменить ситуацию, чтобы спасти здравоохранение, а значит, спасти людей. Например, по региональной программе развития системы первичной медико-санитарной помощи на этот год выделено всего 3 миллиона рублей, а на создание единого цифрового контура в системе единой информационной системы регионального здравоохранения выделено 388, 7 миллионов рублей (?!).

В конце октября несколько дней специалисты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России проводили исследования в Ярославской области. Специалисты посетили 10 больниц по всему региону и выяснили, что 73 процента пациентов недовольны качеством оказываемых медицинских услуг. При этом в целом по России этот показатель составляет 59,5 процента.

— Почему сложилась такая ситуация?

  • Любая проблема социального характера упирается как правило в одно – в отсутствие денег.Вообще-то в бюджете Ярославской области деньги есть, однако областные депутаты распределяют бюджет на медицину несправедливо мало. Отсюда и выходит, что зарплаты у врачей копеечные, современного работоспособного оборудования недостаточно. Кто из молодежи пойдет работать? Кому из опытных врачей захочется работать в таких условиях? Больницы не ремонтируют, оборудование не обновляют. Естественно специалисты идут работать в учреждения платной медицины или уезжают в Москву, Петербург, Норильск, Краснодар где им хорошо платят, где хорошее новое оборудование. Можно сколько угодно завлекать врачей пиар-акциями, но, если их реальные зарплаты — это слёзы, то никакие увещевания вернуться в родной город, или поехать в глухое село — не помогут.

Недавно департамент здравоохранения и фармации Ярославской области на мой запрос о среднемесячной зарплате врачей ответил, что, якобы,у врачей-специалистов у нас в Рыбинске зарплата больше 70 тысяч рублей, у медсестер больше 37 тысяч, а у обслуживающего персонала больше 34 тысяч. Когда я опубликовал это письмо департамента у себя в соцсетях, то буквально за три дня около 50 рыбинских врачей мне написали, что эти цифры – ложь. Реальная зарплата, у специалистов оказалась 20-25, ну за редким исключением 30 тысяч рублей, а у медсестер всего лишь минималка с копеечными доплатами.

 — Как же преодолеть этот кризис? Что делать?

  • Выход из этой проблемы один, и он очевидный. Необходим срочный, кардинальный пересмотр областных бюджетных ассигнований. Но областные депутаты-единороссы на это, я уверен, не пойдут. В 2013 году я митинговал у здания областного правительства и требовал отставки губернатора Ястребова за то, что возглавляемое им правительство и при молчаливом попустительстве областных депутатов в сельских районах области закрыли 7 роддомов. Теперь, например, из Брейтова, по разбитым дорогам рожениц возят в Углич, а то и в Ярославль. Из Пошехонья в Рыбинск или опять же в Ярославль. Тоже самое с моргами – мертвеца из Брейтово везут в Углич на вскрытие, а потом через несколько дней везут хоронить обратно в Брейтово. Пять лет назад в научном посёлке Борок Некоузского района была закрыта одна из лучших в Ярославской области больниц, где работали высококлассные врачи. Не надо далеко ходить: вспомним, как у нас в Рыбинске на улице Солнечной, долгострой, предназначавшийся под расширение возможностей больничного городка, отдали под жилой дом, который, к слову, так и не достроили.

В разрешении кризиса регионального здравоохранения полезно использовать опыт других регионов. Я сделал запросы во все региональные правительства страны с вопросом о том, как они развивают свою медицину, как решают проблемы дефицита кадров. Например в республике Тува врачам и даже младшему медицинскому персоналу предоставляют не только квартиры, но и земельные участки с субсидиями на строительство дома. Компенсируют расходы на оплату коммунальных услуг, предоставляют места в детских садах вне очереди, выдают республиканскую государственную премию особо отличившимся врачам. То есть помимо хороших зарплат там еще создают массу условий для привлечения врачей.

В Брянской области, например, на обеспечение медиков жильём из регионального бюджета ежегодно выделяют 1 миллиард рублей. А для врачей, работающих в сельской местности, полагается еще и единовременная выплата в размере 1,5 миллиона рублей. В Смоленской области к зарплате ежемесячно доплачивают ещё по 10 тысяч рублей. Везде есть какой-то свой положительный опыт.

В Ярославской области необходимо пересматривать бюджет, чтобы при распределени денег по медицине, не выходило так, что на цифровизацию здравоохранения выделяют в 100 раз больше средств, чем на первичную медико-санитарную помощь. Ну и, естественно, необходимы тщательные проверки контрольно-счетными органами, куда и как уходят бюджетные деньги. Необходимо перенимать опыт других регионов и активнее работать с федеральными программами. Всё это во власти региональных депутатов и чиновников.

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

1 комментарий для “Почему три четверти ярославцев недовольны качеством медицинских услуг

Комментарии закрыты.