Пасека под охраной электропастуха

Деревня Черный Враг, где держит свою пасеку Николай Васильевич Хорошулин, находится на самом краю Брейтовского района. Это тупик, дальше только леса да болота – за ними некоузская земля. 16 километров от трассы Шестихино-Брейтово, а кажется глухомань. Четыре постоянных жителя (кстати, никто из них не знает, почему у деревни такое экзотическое название), двое дачников. Два раза в неделю ходит автобус в райцентр, дважды приезжает автолавка.

Неудивительно, что в такой глуши повадился на пасеку медведь. Точнее медведица с медвежонком, судя по следам. Проломили дыру в заборе и разорили два улья. После этого разбоя установил пасечник датчики, ревуны повесил. В доме еще покойный отец тогда жил. Но не  помогло. Через месяц ночью вновь лесные мародеры заявились, опять две семьи разорили: крышку с улья медведица сняла, отложила в сторону, а все рамки оттащили звери на прежнее место и весь мед выели, только рамки облизанные оставили. Пришлось Хорошулину обнести пасеку по немалому периметру электропастухом. И вот уже четыре года не заявлялись сюда лесные разбойники.

А пасека у пчеловода большая: в эту зиму уйдут 153 семьи, часть будет в зимовнике, а большинство ульев останется на улице. Еще 10 чистопородных маток держит он на усадьбе в Брейтово, где собственно постоянно и живет.

Пчелы у Николая Хорошулина среднерусской породы. Зиму в наших краях они лучше всего переносят. Он привез недавно с Алтая чистопородных маток, до этого из Орла в 2014 году получил 80 пакетов. Отправил на анализ ДНК в лабораторию в башкирскую столицу Уфу. Заведующая лабораторией Елена Салтыкова в письме интересуется: откуда такие отличные пчелы? – С Алтая, — отвечает Хорошулин. Исследовали там и морфометрию по крыльям: стопроцентная чистота породы.

И неправда, говорит собеседник, что среднерусская пчела агрессивная. Чистопородные пчелы вообще не бывают агрессивными. За все время на пасеке был один только улей, где насекомые вели себя воинственно.

Впрочем, все семьи бывают разные: есть сильные, высокопродуктивные, рекорд был по сбору меда за сезон – 90 килограммов в улье, а есть только 15 принесут. Речь, разумеется о товарном меде. На зиму в улье в среднем остается не менее 20 кг меда. Ведь пчелам семь месяцев надо пропитаться. Сахарную подкормку перед зимовкой Хорошулин не делает, в этом есть смысл, когда у тебя десяток ульев, а в его случае надо сразу закупать полторы тонны одного сахара.

В этом году он качал мед несколько раз. Получил 6 тонн, что в принципе для него средний показатель. Мед в основном сдал под реализацию в Москву и Питер – по 400 рублей за килограмм. Трехлитровый баллон продает клиентам по 2200-2400 рублей.

Под заказ изготавливает прополис, забрус, пергу, в этом году местный священник отец Анатолий попросил сделать пыльцу.

Помимо этого в межсезонье Николай Хорошулин делает рамки, до полутора тысяч за зиму, а также ульи из дерева, есть у него свой угол в цехе у сына, занимающегося деревообработкой. У пчеловода правило: в мае после зимовки подселять молодых маток и семьи в чистые домики.

На пасеке в сезон трудятся два работника (бывает, впрочем, нанимает и больше, помогают также и родные – дочь с зятем, супруга Марина Викторовна «дымокурит», как сама она говорит), они устроены официально по трудовым книжкам. Это было обязательное условие для предоставления областного гранта «Агростартап». Его Николай Хорошулин получил в 2019 году в размере 2 млн 758 591 рубля. На эти деньги закупил трактор «Беларус», сеялку, дисковую борону, медогонку «Медуницу» и другое оборудование.

Техника ему необходима для посева медоносных трав. Каждую весну он засевает около 30 гектаров, прежде всего 25 га фацелией, на оставшихся окультуренных полях высаживает  донник, синяк обыкновенный. Хорошулин жалуется, что из-за подорожавшей солярки и семян той же фацелии на посев уходит больше 100 тысяч рублей.

Пчелами собеседник стал заниматься еще с отцом, который держал ульи, да и потом, когда работал, как сам говорит, «в органах». Там он прослужил 31 год, был начальником ГАИ Брейтовского района, у него в подчинении было 13 инспекторов, сейчас, сетует он, осталось трое, все полномочия, например, по оформлению транспортных средств ушли в соседний Некоузский район. А он, выйдя в отставку, всерьез занялся пчелами.

Помимо прочего,  Хорошулин сам разводит – и для себя, и на продажу – чистопородных среднерусских маток, формирует и продает пакеты. Заказов много, из Вологодской, Архангельской областей, звонят даже из Татарстана. В среднем продает пчелопакет за 4.5 тысяч рублей. Бывают и крупные заказы на десятки пакетов. Но иногда из-за необязательности запланированная сделка срывается, а он уже отказал другим людям. Поэтому пчеловод работает теперь только по предоплате.

А в нынешнем году Николай Хорошулин оформил пакет документов и послал в августе заявку в Москву в Ассоциацию естественного пчеловодства России с просьбой признать его пасеку хозяйством, в котором разводят племенную чистопородную среднерусскую пчелу. Таких на всю Россию, говорит, не больше десятка.

Алексей НЕВИНИЦЫН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page