В Ярославле поставят памятник Маргарите Ваняшовой

Память Маргариты Ваняшовой, преподавателя ярославского театрального вуза, театроведа, литературоведа и общественного деятеля, будет увековечена в граните. Такое решение приняли ученики и последователи Маргариты Георгиевны.

Маргарита Ваняшова – легенда ярославского театрального сообщества. Доктор филологических наук, Российский театральный и литературный критик, литературовед, историк театра. Член Союза журналистов СССР и РФ, член ассоциации театральных критиков России, профессор Ярославского государственного театрального института. Она вела преподавательскую деятельность, создала более 500 театроведческих работ (многие из них были посвящены истории Первого русского театра в Ярославле), воспитала огромное количество актеров в духе любви к русской литературе, русской театральной школе.

 Маргарита Ваняшова ушла из жизни в 77 лет в 2020 году, после продолжительной болезни. У нее не осталось родных. Средства на памятник Маргариты Георгиевны собирают ее ученики и соратники.

В настоящий момент памятник из черного гранита в виде открытой книги уже готов. Собрано три четверти средств, необходимых для его установки. На памятнике будет пометка о том, что он установлен на средства учеников и друзей.

Реквизиты для помощи указаны по ссылке.

Маргариту Георгиевну и редакцию «Золотого кольца» много лет, практически с первых выпусков нашей газеты связывали дружеские, близкие отношения. Она более десяти лет редактировала «Уединенный пошехонец» — историко-краеведческий журнал-приложение к «Золотому кольцу», где дала путевку в жизнь многим нашим авторам. Не единожды мы неформально общались и в редакции газеты, и дома у Ваняшовых ( до сих пор сохранили яркие впечатления и от общения с ее мамой Анной Дмитриевной Ваняшовой, журналистом, собственным корреспондентом «Правды», в советские годы самой главной газеты  СССР, незаурядным человеком), и на их даче в Некрасовском районе.

В день 60-летия Маргариты Георгиевны 26 марта 2003 года в «Золотом кольце» мы рассказали об неизвестных моментах из жизни профессора Маргариты Ваняшовой. Предлагаем сегодня этот материал — «Каждый день по 20 километров пешком» (в сокращении):

Писать о Ваняшовой все равно что писать о классике. Живом классике, разумеется. Маргарита Георгиевна за свою педагогическую деятельность выпустила около трех тысяч студентов, написала сотни, а может, и десятки сотен журнальных и газетных статей, на двадцати книгах стоит ее имя — либо как автора, либо как соавтора. Маргарита Ваняшова известна всему культурному Ярославлю и далеко за его пределами.

Когда Маргарита была маленькой, ее мама, известный журналист, работавшая с 1951 года собственным корреспондентом газеты «Правда», имела постоянное место в правительственной ложе театра имени Федора Волкова и частенько дочку брала туда с собой. В то время в Ярославле нередко гастролировали не только драматические, но и оперные труппы. Из гостевой комнаты ложи в закулисье вела таинственная дверь, приоткрыв которую, можно было видеть, как артисты готовятся к выходу на сцену, поправляют грим, повторяют роли, шутят… Именно тогда Маргарита не просто полюбила театр, а поняла, что ее жизнь будет связана с театром. При этом актрисой она себя не видела. «А я все равно завоюю театр, — сказала однажды юная Маргарита то ли себе, то ли кому-то невидимому. — Я буду писать о театре!» И что касается книг и статей о театре и актерах, то больше Ваняшовой в Ярославле их не написал никто.

Второе сильное впечатление детства связано с библиотеками и книгами. Если детей обычно не пускали в книгохранилище, а знакомство с библиотекой ограничивалось прилавком, к которому библиотекарь выносил стопку книг, говоря ребенку: «Выбирай!», то маленькую Маргариту подводили к стеллажам. Ходила она между стеллажами, и они потрясали ее количеством книг. «Как бы это все прочитать!» — думала маленькая девочка. Она представляла целый мир в каждой отдельной книге. И про животных, и про растения, и про людей, и про разные страны. Желание писать книги самой появилось именно в детстве. Когда Маргарита была студенткой педагогического института, то однажды сказала своему научному руководителю Маргарите Михайловне Уманской, что больше всего на свете хочет писать книги. Научный руководитель, известный лермонтовед, жена очень известного петербургского филолога Скафтымова, сосланного в свое время в Саратов, стала ей говорить, что это уведет ее от радостей жизни, что это тяжелый путь. Но Маргарита была непреклонна и сказала, что ее это вовсе не пугает.

 Когда Маргарита Ваняшова закончила третий курс пединститута, она поехала на гастроли с театром имени Федора Волкова в Москву. Фирс Шишигин ставил тогда спектакль «Федор Волков», и премьеру должны были сыграть на сцене МХАТа. Фирс Шишигин до последнего момента вносил правки в рукопись, и когда ее потребовали перед премьерой в Министерство культуры и главлит (цензура), Ваняшову попросили ее перепечатать. Она сидела два дня и две ночи, но успела перепечатать. И заработала огромные по тем временам деньги — 90 рублей.

 После окончания педагогического института Маргариту пригласили работать одновременно в областную партийную газету — других просто не было, и на кафедру литературы пединститута. Через некоторое время ее вызвали в отдел кадров института и сказали, что так не положено, надо выбирать между пединститутом и газетой. Маргарита выбрала институт, утешая себя тем, что публиковаться сможет, и не работая в штате.

Однажды Ваняшову пригласили на заседание парткома института. Прошло несколько томительных часов, партком заканчивался, и Маргарита Георгиевна недоумевала, зачем ее пригласили. Вдруг ректор института сказал: «Просьба не расходиться, надо утвердить характеристику Ваняшовой, которая едет работать в Венгрию». Как сказала ей потом присутствовавшая там подруга, у нее лицо сделалось как белый лист бумаги: какая Венгрия? Почему еду работать? Предварительно с ней об этом никто и не говорил. После парткома Ваняшова попробовала возмутиться, но кадровичка института, дама весьма строгая, сказала: «Не хочешь в Венгрию? Поедешь в капиталистическую страну». Капиталистической страной могла быть и Финляндия, и Индия и какая-либо из африканских стран. Венгрия все же ближе. Это были счастливые годы в ее работе, в том числе и потому, что в 1978 — 1980 годах в Венгрии она получила возможность прочитать и Набокова, и Пастернака, и Солженицына, и многих других писателей ХХ века, бывших в СССР под запретом.

Когда Маргарита была в Венгрии, в Ярославле готовились к открытию театрального института (до этого было училище), и будущий ректор института Станислав Клитин пригласил Ваняшову проректором. В театральный институт ее настойчиво звали и Шишигин, и Тихонов. Из Венгрии Ваняшова вернулась уже в театральный институт. Несмотря на чувство глубокой благодарности пединституту, покинула его без сожаления. В пединституте с каждым годом становилось все труднее дышать: сначала устраивали разборки за просмотр фильмов Тарковского, потом фильма Шукшина «Калина красная». Осведомители из КГБ постоянно были и на заседаниях Литературного клуба, который вела Маргарита Ваняшова. А театральный институт под руководством Клитина в начале 80-х годов в Ярославле представлял собой настоящий остров свободы.

Маргарита Георгиевна водит машину практически столько лет, сколько себя помнит. А именно, лет с семи. У ее мамы, Анны Дмитриевны, как собкора «Правды», был служебный автомобиль с водителем, и водители тех машин доверяли руль девочке на пустынной дороге. Своя машина у Маргариты Георгиевны появилась после Венгрии. Это была «Нива». Ей сейчас уже 19 лет, и Маргарита Георгиевна ее не собирается менять (да и денег не накопила на новую). Она сама освоила ремонт машины, особенно той части, что связана с электричеством.

Маргарита Ваняшова — человек, по своему определению, мистический. То ли в этом виновато ее имя, которое в русской литературе стало нарицательным, то ли ведьмин знак, который у нее на левой руке давно еще обнаружил один экстрасенс. Во всяком случае, какая-то внутренняя демоническая сила у Маргариты Георгиевны определенно есть. Не раз она замечала, что после ее лекции аудитория сидит почти что загипнотизированная. Еще в молодые годы Маргарита Георгиевна стала замечать, что может взглядом остановить машину. Если сильно захотеть. Сколько раз было: водитель останавливает машину, потом выскакивает, по сторонам озирается и никак не может понять, зачем он остановился?! Однажды в Праге ей удалось таким образом даже трамвай остановить. А когда в Ярославль к Ваняшовой приехала подруга из Венгрии и ее нужно было везти во Владимир, Маргарита Георгиевна рискнула даже тучи разогнать. Шел сильный дождь, все небо черное от туч, а ехать надо было обязательно, и Маргарита Георгиевна попыталась произнести какие-то заклинания, как Мюнхгаузен. И вдруг небо просветлело и выглянуло солнце. Они сели в машину и поехали. Едва довезла Маргарита Георгиевна подругу до Владимира, как снова небо затянулось, стало черным и начался ливень.

Самая большая любовь Маргариты Георгиевны — это лес. Летом у себя в деревне, которая находится недалеко от Малых Солей на реке Солонице, абсолютно каждый день со своей собакой Джильдой Маргарита Георгиевна проходит по двадцать километров пешком. Это ей необходимо для тонуса. А еще она обожает собирать грибы. Именно собирать, а не есть их. Каждый гриб — это своя история. Еще задолго до того как гриб вырастет, Маргарита Георгиевна знает, что он там должен появиться и приходит в нужное время. Любовь к грибной охоте и собакам она унаследовала от Пришвина, которого обожает и о творчестве которого много пишет. А места под Переславлем, где жил Пришвин, исходила еще в молодости.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page