Вполне возможная катастрофа… если поставить на крапленую карту

В последнее время, как по взмаху дирижерской палочки, практически все областные СМИ задались проблемой обсуждения банкротства либо подведения к банкротству Тутаевского моторного завода. Чуть жестче, чуть мягче, чуть слаще, чуть горче они трактуют банкротство предприятия как манну небесную и единственное благо для предприятия и так часто и навязчиво, что поневоле начинаешь сомневаться в этом.

Главное, что за всей этой трескотней не просматривается конкретный субъект, от которого исходит вещевание о единственном и законченном благе. Но вопросы возникают, а к кому обращаться за ответами — не ясно, и поэтому вынужден вынести все накопившееся на страницы газеты для общего обсуждения. Если вспомнить историю создания завода и строительство города Тутаева, то создавался он не методом тыка, а по решению Совета министров СССР. Создавался как одно из дизелестроительных предприятий Центрального региона. Еще многие помнят, как трудно было одновременно строить и завод, и город, вводить в эксплуатацию и цеха, и жилые дома, и школы, и детские сады. Основной проблемой в то время была нехватка не только квалифицированных кадров, но и рабочих рук вообще, а план производства увеличивался ежеквартально. Поэтому направлялись запросы в разные концы Советского Союза с приглашением на работу, и люди ехали, как в одиночку, так и целыми семьями. Так образовался город-завод, или завод-город, кому как больше нравится. Сейчас много говорят о том, что к истории нужно относиться бережно. Так вот это тоже наша история, которую ни зачеркнуть, ни переписать невозможно. Затем наступило время перемен, и покатились этапы этих перемен: борьба с долгостроями, антиалкогольная политика, перестройка-гласность, развал Союза, парад суверенитетов… Я не снимаю с себя ответственности за то, что у ТМЗ образовались долги по разным видам налогов. В этом меня можно как угодно упрекать и обвинять, но хочу, чтобы все вспомнили, что в те времена весь город со всем жилищным фондом, инфраструктурой, коммуникациями, дорогами и всеми прочими атрибутами обычной социальной жизни находился на балансе завода, и все это хозяйство требовало огромных средств на его ремонт и содержание, а каких-либо льгот по налогам за это не предусматривалось. А теперь пусть кто-нибудь ответит, как мне нужно было объяснять людям (которые с утра до вечера на заводе, а с вечера до утра в городе), какие приводить доводы в оправдание того, что их дети не накормлены потому, что завод не обязан содержать детские дошкольные учреждения, а больше их содержать некому, что в школах нет тепла и воды, потому что месяцами проводились зачеты за поставляемые газ и воду? По всей видимости, нужно было, оплатив в городе тепло и воду, не ремонтировать крыши, подъезды, дороги. Не прокладывать и не ремонтировать теплотрассы и водоводы, не строить нового жилья, потому что на все это льгот из бюджетов не было, в то время как налоги начислялись в полном объеме. Сейчас никому это не интересно, и никто во всем этом не будет разбираться. Присутствует состоявшийся факт — есть предприятие, у которого имеется немалая задолженность в бюджеты всех уровней. Но если пересчитать все затраты, понесенные на то, чтобы город жил, то я уверен: они покроют все эти долги с лихвой. И в настоящее время Тутаевский моторный завод несет на себе огромное бремя всяких учтенных и неучтенных затрат на обеспечение жизни горожан потому, что заводчане и горожане — это одни и те же люди. И, наверное, не просто так принято постановление правительства РФ N 1002 от 3.09.99 года, в котором говорится о том, что окончательное решение о банкротстве градообразующих предприятий должно приниматься правительством РФ и больше никем. Каков источник продвижения темы банкротства и в печати, и вообще? Около года назад на ЯМЗ был высажен первый десант группы «Сибал» («Сибирский алюминий») для изучения экономической ситуации на предприятии и вопроса собственности. Затем началась активная скупка акций Ярославского моторного завода, причем ходят слухи, что акции, принадлежавшие высшему руководству, были скуплены «Сибалом» совсем не по той цене, которая была предназначена для всех остальных работников ЯМЗ, имеющих акции предприятия. Щедро были розданы обещания об инвестициях для модернизации производства завода, также активно обещалась финансовая помощь городу и области. В это же время на страницах областной печати появлялись короткие сообщения, например, о том, что президент РФ Владимир Путин и глава «Сибала» Олег Дерипаска надолго вместе остались на лыжах на горнолыжной базе, принадлежащей «Сибалу», и еще ряд аналогичных. Скорее всего, это делалось для того, чтобы всем стало понятно, что «Сибал» не сам по себе, а компания в тени президента. Но так это или нет — один Бог ведает. Попробуем кратко проанализировать результаты деятельности группы «Сибал» в Ярославской области за истекший год. Из финансовой помощи Ярославлю была перечислена некоторая сумма на проведение праздника Дня города. Больше ни о какой помощи не слыхивали. На Ярославском моторном заводе была продекларирована глобальная модернизация с вложением громадных средств, но на сегодняшний день появились пока два торговых дома по продаже продукции ЯМЗ и по закупкам материалов и комплектующих для производства. Эти торговые дома полностью контролируются «Сибалом». Говоря простыми словами, взяты под контроль финансовые потоки предприятия, больше ни о какой модернизации ничего не слышно. И все бы ничего, да некоторые обстоятельства вызывают смущение, от которых запросто не отмахнешься. На Горьковском автозаводе как бы намечена глобальная модернизация, на УралАЗе тоже, на Ликинском автобусном заводе об этом тоже ведут разговоры и в общем-то на остальных предприятиях, контролируемых «Сибалом». Но, по слухам, ничего не сделано, кроме взятия в свои руки финансовых потоков этих предприятий. И еще не совсем понятен эпизод с покупкой акций Минского автозавода. Группой «Сибирский алюминий» было продекларировано желание купить солидный пакет акций Минского автозавода. Белорусская сторона после обсуждения согласилась продать до 30 процентов акций завода, но были поставлены конкретные условия, то есть вместо общих фраз об инвестировании производства было предложено составить жесткий график с указанием сроков проплат и сумм для развития производства. Такой же график было предложено составить и в части инвестирования социальной сферы МАЗа. В случае невыполнения любого из условий договора предполагался моментальный возврат акций. Так вот, этот договор и по сей день по неизвестным причинам не подписан. Можно еще много говорить об отсутствии логики в действиях данной компании, по-видимому, в большом бизнесе свои законы, но сейчас конкретно речь идет о Тутаевском моторном заводе. Я обращался к руководству завода с вопросами о возможности проведения процедуры банкротства и ее целесообразности, но в ответ услышал: «С нами данный вопрос никто не обсуждал. Никаких схем проведения процедуры банкротства не оговаривал. Наших предложений никто не спрашивал». Из уст одного из руководителей достаточно высокого уровня Ярославского моторного завода прозвучало следующее: «Скоро МЫ(?!) проведем банкротство ТМЗ, заменим там всю команду и тогда будем с этим заводом работать». Что за этим кроется и для чего это нужно, а самое галавное — КОМУ, можно только предполагать. Банкротство банкротству рознь. При нормальной процедуре финансового оздоровления предприятие освобождается от долгов при сохранении рабочих мест, при сохранении имущественного комплекса, а если взять конкретно ТМЗ, то при сохранении своей функции градообразующего предприятия, то есть обеспечение жизни жителей Тутаева. При проведении данной процедуры должна быть представлена инициатором банкротства и остальными заинтересованными участниками данного процесса четкая программа проведения процесса, где конкретно расписан каждый этап с указанием лиц, которые будут проводить эти этапы и отвечать за результат как каждого этапа, так и всей программы в целом. И затевать какие-либо процедуры, не имея такой программы, — это абсолютное безумие. Правда, есть еще одна цель, ради которой может быть затеяна данная процедура: это получение за гроши всего имущественного комплекса ТМЗ. При данной задаче, разумеется, ни интересы государства, ни интересы акционеров, ни интересы работников завода и жителей города в расчет не берутся. Там присутствует интерес очень ограниченного числа лиц либо компаний. А если вспомнить в недалеком прошлом намерение вывезти 1000 станков на ЯМЗ, а остальное хоть гори, то и вторая цель вполне реально осуществима в чьих-нибудь интересах. На сегодняшний день главным акционером ТМЗ является государство. Поэтому я обращаюсь к людям, представляющим высшую государственную власть в области и округе, то есть к губернатору и главе округа. Персонально вы несете ответственность за судьбу Тутаевского моторного завода. За то решение, которое будет принято, и то, как и кем оно будет осуществляться. Хочу напомнить, что без завода городу Тутаеву не жить. А люди, чьи жизни непосредственно связаны с заводом, которые являются вашими избирателями, которые наделили вас этой властью, ждут от вас мудрого и единственно правильного решения. Так что будет либо не будет катастрофы на карте, теперь зависит только от вас, если вам небезразлична судьба простых людей, которые своими руками создают материальные блага для государства и являются частью этого государства. Александр МАЛОВ, бывший работник Тутаевского моторного завода с двадцатилетним стажем, из них 15 лет — директор завода.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page