Готовь сани летом, а выборы уже сейчас

В конце 2003 года россиянам предстоит выбирать депутатов в федеральную Государственную думу, а жителям Ярославской области губернатора, ярославцам — мэра города, затем настанет черед и областных депутатов. Казалось бы, перспектива еще не слишком близкая. Но те, кто заинтересован в этом, почву прощупывают и готовят уже сейчас.

Выборы в России давно перестали быть простым волеизъявлением народа, это сложный политический и не менее сложный коммерческий процесс, за которым стоят большие интересы и большие деньги. Причем в регионах это с каждым разом проявляется все сильнее и даже острее, чем на общероссийских выборах. В начале этого года ярославское муниципальное учреждение «Городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований» (ЦИОМСИ), руководительницей которого является Татьяна Румянцева, получило заказ от московской организации под названием «Центр региональных прикладных исследований» на проведение углубленных исследований политической и социальной обстановки в области. Причем это не просто мониторинг социально-политического положения региона, а скорее, сбор информации о местных политиках и общественных деятелях, взаимоотношениях во властных структурах, отношениях между партиями, финансовыми структурами. Исследование это носит условное название «Самые влиятельные люди России — 2001». Руководитель ЦИОМСИ Татьяна Румянцева была назначена куратором проекта. Она уже наняла двоих местных журналистов для выполнения работы. Согласно полученным из Москвы инструкциям исследование следует проводить в три этапа. На первом надлежит опросить 25 экспертов по вопросам анкеты под литером А, тему которой можно определить как «региональная элита». В инструкции указывается, что экспертов предоставляется выбирать по своему усмотрению. Главное, чтобы они были в состоянии выдать интересующие заказчиков сведения. Компетентно ответить на вопросы анкет могут люди, непосредственно работающие во власти либо тесно связанные с этими структурами, либо те, кто по роду своей деятельности, что называется, в теме. Например, один из первых вопросов анкеты «А» такой: «Элита любого российского региона неоднородна и состоит из разных групп, влияющих на жизнь региона. Такие группы обычно называют группами влияния. Есть группы влияния, образовавшиеся вокруг главы региона, крупных региональных предпринимателей, значимых политиков, мэров городов, оппозиционных, неформальных, антиобщественных лидеров. Перечислите группы влияния для политической, деловой, культурной элиты, элиты СМИ. Оцените влияние группы по 10-балльной шкале. Сообщите сведения о персоналиях групп влияния с указанием Ф.И.О., должности, места и роли в группе.» В следующих пунктах анкеты спрашивается, каковы экономические, политические, административные, интеллектуальные ресурсы групп влияния и их лидеров, каковы источники их финансирования. И подробно инструктируется, какие именно сведения следует получить. Политические ресурсы, например, следует оценивать по таким признакам: «свой» депутат Государственной думы РФ, «свои» депутаты в законодательном собрании, поддержка губернатором, «свой» губернатор, заместители губернатора — «свои» люди (просьба указать фамилии), поддержка полномочным представителем президента РФ в федеральном округе и др. Оценку экономических ресурсов следует проводить по схеме: владение основным пакетом акций предприятия, управление предприятием, владение собственностью, размер капитала, поддержка со стороны какой-либо общероссийской ФПГ. Оценивая коммуникативный (информационный) ресурс, следует указать, имеет ли группа или персона возможность использования информационных каналов, в первую очередь СМИ, для воздействия на общественное мнение, доступ к информации («кто владеет информацией, тот правит миром» — стоит в примечании к этому вопросу). Очень интересует исследователей и силовой ресурс групп влияния — возможность ведения своей деятельности с результативным привлечением силовых и контрольно-регламентирующих ведомств (милиции, налоговой полиции, УБЭП, ФСБ, различных инспекций, избирательных комиссий разных уровней и др.) для борьбы с конкурентами. Эксперта просят назвать группы и персоналии (с указанием Ф.И.О., должности, других признаков), которые в элиту в настоящий момент не входят, но стремятся или могут в нее войти. Причем в инструкции для интервьюеров отмечается, что это один из наиболее важных пунктов опроса: «Необходимо выявить для дальнейшей оценки и мониторинга максимальное количество будущих, грядущих, но пока скрытых потенциальных общественных деятелей региона. Попросите эксперта перечислить людей, которых можно назвать „перспективными кадрами“ в различных сферах деятельности, людей, которые пока не занимают ответственных должностей, не засвечены в большой политике, но которые имеют все шансы в самое ближайшее время проявить себя на различных поприщах.» Неприкрытый интерес, связанный с предстоящими выборами, сквозит и в других пунктах опроса. Спрашивается, какие политические силы (партии, движения, организации), местные и общероссийские финансово-промышленные группы, финансовые и экономические структуры окажут существенное влияние на процесс выдвижения кандидатов, подготовку и ход предстоящих выборов в Ярославской области? Второй этап исследования состоит из опроса еще по пяти анкетам. В одной из анкет просят подробно рассказать о социально-экономических конфликтах в регионе, их природе, истории, объективных и субъективных причинах, участниках, сторонниках и т. д. В другой — то же самое относительно политических конфликтов. Из инструкции интервьюеру: «Ваша задача „вытянуть“ из эксперта как можно больше конфликтов!» Эксперта также просят дать оценку деятельности руководителя области, полномочного представителя президента РФ в федеральном округе, президента РФ: «Какова роль руководителя области по консолидации или расколу региональных элит в области? Является ли руководитель области консолидирующим или, наоборот, ведущим к расколу региональных элит в области?» То же самое относительно полномочного представителя президента РФ в ФО. Закономерен вопрос, кто же был выбран в качестве экспертов. Опрошены были некоторые депутаты областной думы, федеральной Думы, сотрудники администрации области, в том числе и заместитель губернатора, руководители некоторых подразделений мэрии Ярославля, лидеры некоторых местных отделений политических партий, управляющий банком, несколько деятелей культуры, преподавателей вузов, несколько руководителей крупных промышленных предприятий и коммерческих организаций, несколько журналистов. Склонить к заполнению анкет некоторых было довольно трудно, кое-кто просто отказывался. Видимо, для того, чтобы людей легче было уговорить, и для пущей важности исполнители часто сообщали интервьюируемым, что опрос этот проводится по заказу управления делами президента. Хотя на самом деле управление делами президента к этому никакого отношения не имело. Интервью затрагивает такие темы, которые вызовут у эксперта вопросы о заказчике и исполнителе исследований, это предусмотрительно отмечается в инструкциях для исполнителей. И дальше следует указание: «В этом случае следует отвечать, что это самостоятельный проект Центра региональных прикладных исследований (ЦРПИ), который проводится ежегодно в большинстве регионов.» Для убедительности предлагается ссылаться на то, что результаты некоторых исследований ЦРПИ, например «Самые влиятельные люди России -2000», «Лучшие менеджеры России», были опубликованы в журнале «Эксперт». Однако нужен ли весь объем собираемых сведений для определения подобных рейтингов? Вот еще несколько вопросов из анкет: «Каковы отношения исполнительной власти и его администрации с политическими партиями, движениями, организациями? Приведите примеры по каждой группе политического влияния, называя конкретные организации и имена лидеров. Оцените степень управляемости силовых структур со стороны руководителя области: управляемость милиции, управляемость налоговой инспекции, управляемость налоговой полиции, управляемость судов, управляемость прокуратуры.» Сбор всех этих сведений вряд ли нужен для составления рейтингов самых влиятельных людей, а вот для построения избирательных кампаний, разработки продвижения нужного кандидата может быть очень полезен. Кто является генеральным заказчиком исследования, осталось неизвестным. Но, по всей видимости, интерес у определенных структур немалый, поскольку ярославскому куратору проекта от ЦРПИ было обещано за одну анкету первого типа вознаграждение в 40 долларов США. Помимо анкет исполнителям исследования предлагалось еще составить аналитические записки, стоимость одной аналитической записки, по нашим сведениям, оценивалась в районе 300 долларов США. Сколько получит Московский центр региональных прикладных исследований, продав сей продукт, можно только догадываться, но наверняка цифра эта с большим количеством нулей. Не является тайной, что огромный интерес к выборам в России проявляют и зарубежные спецслужбы. Так, достоверно известно, что так называемый институт Кеннана, непосредственно связанный с ЦРУ, в последние годы по заданию госдепартамента США исследовал деятельность органов власти в центральных регионах России, в том числе и в Ярославской области. После этих исследований директор института Кеннана назвал Ярославскую область «индикаторным провинциальным регионом России», а ситуацию в области оценил как «типичную для центрально-европейской части страны», позволяющую прогнозировать развитие обстановки на периферии. Конечно, не только от количества вложенных денежных средств зависит успех продвижения того или иного нужного кандидата. Он во многом определяется и другими факторами, например использованием определенных психотехнологий. Одним из учредителей ЦРПИ является агентство «Ракурс PR», а его генеральный директор Алексей Ситников, как он сам пишет о себе на сайте в Интернете, — «первый российский ученик основателей нейролингвистического программирования (НЛП) Д.Гриндера и Дж.Де Лозье и первый в СССР сертифицированный специалист в НЛП (университет г.Санта-Круз, Калифорния, США). Фактически „привез“ НЛП и эриксонианский гипноз в Россию». Кстати, не секрет, что нейролингвистическое программирование, т. е. внушение с помощью речевых и письменных символов, нужного образа действия некоторыми политтехнологами очень широко используется во время различных избирательных кампаний.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page