Санаторно-лесная школа в Заволжском районе Ярославля — единственное в губернии учреждение этого типа в системе образования. Педагогические, медицинские и социальные усилия направляются в ней на благо детей с дефектами психики. Здесь по идее должна цвести земляника, а растут сплошь и рядом волчьи ягоды.
САМОСТИЙНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЭРИИ Школа переехала в новое здание на опушке Яковлевского бора на заре перестройки, в 1988 году. Живи да радуйся: бюджет городской, долги по зарплате погашены, мэрия отпуска оплатила, педагогам дали надбавку, школе в целом — самостоятельность. Только самостоятельность эта боком выходит. Рассказывает директор, заслуженный учитель школы РФ, математик, депутат муниципалитета и председатель постоянной комиссии по социальной политике прошлого созыва Владимир Иванович Шаров: — Раньше была централизованная бухгалтерия в управлении образования мэрии, теперь в каждой школе своя бухгалтерия. Прежде всего это накладные расходы: штаты, кадры, транспорт, охрана, компьютеры. Во-вторых, наш бюджет расходится с обоснованной сметой. Защищенных статей только две — питание и зарплата. Коммунальные платежи по счетчикам можно учесть. Но с питанием проблемы: финансирование отстает от натуральных норм по раскладке чуть ли не вдвое. Мы кормим детей пять раз в день из расчета на душу 45 целковых, а надо семьдесят. Не хватает на медикаменты. Нужны хозяйственные расходы, пожарная сигнализация, косметические ремонты, учебные пособия, без чего лицензию не получишь. Но я не вправе переводить деньги из статьи в статью, несмотря на экономию. Кровля течет, трубы надо менять, но счета не проходят. В ножки кланяюсь руководству. А гарантии где? Словом, бюджет так зажат, что самостийностью даже не пахнет. Есть и другая сторона этой медали. Директор крутится как белка в колесе, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Взять хотя бы питание. В школе кухня своя, значит, долой накладные расходы. Раньше кормили детей в кредит, теперь мелкооптовая база за счет посредников знаменита своими накрутками. Поэтому школа хлеб берет прямо с хлебозавода, молоко — на молококомбинате, овощи — по договорам с сельхозпредприятиями. Все это, конечно, не себестоимость, но значительно ниже оптовиков. Появились прямые поставщики на конкурентной основе — снова выгода. Придумал Шаров и способ самим зарабатывать деньги, но он целиком зависит от энтузиазма коллег. Летом в школе — простой, а если договориться с соцстрахом и смету по нормативам согласовать, можно летом на месяц открыть оздоровительный лагерь. Материальная база есть, значит, быть по сему. Со скрипом, но все же открыли. И теперь лагерь весьма популярен у населения, путевки с руками рвут. Заработанные деньги педагоги и воспитатели берут не себе, а вносят в копилку школы на линолеум, ремонт, эстетику, методические пособия, периодику — в общем, на все, что бюджет не защищает. Труднее решать вопрос с кадрами, они постарели. Многие на пенсию подались, иные ушли совсем, их заменяют молодые учителя. На нищенскую зарплату трудно найти претендентов, тем более с опытом, да и нагрузка у них, ой-е-ей! Надо расширять, например, физическую подготовку детей, но выпускники физвузов педуниверситета идут куда угодно, только не в школу. То же самое и с логопедами. ЗДОРОВЬЕ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО — Контингент учащихся со второго по седьмой класс, — продолжает Владимир Иванович, — с каждым годом становится все труднее. У детей целый букет заболеваний. Не только психоневрозы, но и патология чаще всего пищеварительного тракта и костно-мышечной системы. Мы в свое время взяли курс на комплексное оздоровление учащихся, создали свою лечебную базу, включая гастроэнтеролога, стоматолога, физиотерапевта, врачей других специальностей. Мы выдерживаем курс, но возможности ограничены — медикаменты очень подорожали. Приходится родителям советы давать, чтобы они сами купили лекарства. У нас есть медикаменты, но в основном для неотложки. Действительно, детей наблюдают врачи высокой квалификации. Заместитель директора по лечебной работе — педиатр Наталья Владимировна Ежова является как бы главным врачом своей медсанчасти. Другие врачи — совместители по графику, который соблюдается беспрекословно. В изоляторе средний медперсонал работает круглые сутки. Физиотерапевтическому отделению может позавидовать иная больница. Диагностической аппаратуры из-за ее дороговизны мало, но лечебной — хоть отбавляй. Больным детям бывает трудно учиться до слез, а врачи тут как тут. Родители часто даже не знают проблем своих же детей. Бывает, что учащихся с запущенной патологией школа направляет в больницы и родители должны подчиниться. В стационарных условиях врачи пролечат, уточнят диагноз, дадут рекомендации на будущее. Разумные родители благодарны. Что касается педиатрической службы, с ней у школы давний контакт. Владимир Иванович Шаров комментирует: — Недавно мы провели у себя семинар с главными врачами детских поликлиник города, гастроэнтерологами и неврологами. Они посмотрели на наши возможности и удивились, как дело поставлено. Многие молодые специалисты о нас и не знают, где-то случился информационный разрыв связей управлений здравоохранения и образования. Но после семинара дети потоком пошли из Фрунзенского, Дзержинского районов, о Заволжском и говорить нечего. Только Кировский и Ленинский раскачаться не могут. Велика роль медико-педагогического совета, который в конце каждой четверти решает: быть или не быть ребенку в школе и дальше? 70 — 80 процентов детей остаются до конца учебного года. В приемной комиссии, куда заявления поступают по направлениям невропатологов, реже психиатров, принимают участие для оценки соответствия диагностики уставу школы не только местные эскулапы, но и представитель гороно, логопед и психолог. Отбор кандидатов идет поэтапно. Словом, все сделано для того, чтобы дети попали в школу по назначению, учитывая ограниченность мест. СЕМЬЯ ПРОТИВ ШКОЛЫ Запросы взрослых и детей изменились кардинально. У детей своя оценка жизненной ситуации, о чем педагоги вначале могут только догадываться. А принцип жизненно прост: погулять, поесть, выпить пива и покурить. Попадаются дети с девиантным поведением, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, но родители это скрывают. Лишь бы переложить ответственность за своего дитя на чужие плечи. Пиво в школах стало обычным явлением. Приятели по вечерам его приносят и прячут в сугроб, курево дети стреляют. Родители разводят руками: а что делать? Поскольку Владимир Иванович Шаров не только администратор, он еще педагог, у него своя оценка контингента учащихся: — Подготовки в учебном плане нет никакой. Семиклассники, например, так и остались на уровне школы начальной. Но в бытовом отношении они родителей превзошли: жестокость, вымогательство, насилие, узурпация. Мы попали в тупик, против общества не попрешь. Школа для многих детей равносильна зоне: не хотим делать уроки, соблюдать режим, жить в коллективе, а нас заставляют. Не следят за собой, кровати порой не заправляют, потому что к этому не приучены. Приходят в школу без мыла, зубной щетки, ноги на ночь не заставишь помыть. А родители нам претензии предъявляют, в частности, за кражи. Мы вещи находим, потому что дети из-за своей несобранности их сами теряют. Многие школьники целый день ходят в одной рубашке, накинул на плечи и — хорош. Кстати, из бедных семей ребята чаще всего, одеты прилично, неряхи — от коммерсантов, которым и дети-то не нужны. Бороться с дурными привычками трудно, поскольку у нас один только метод — убеждение. Но на воскресенье дети идут домой, и все начинай сначала. Как ни перестраивайся, но привычка сильней рассудка. Конечно, приобщать детей к творчеству и культуре команде Шарова трудно, если тяги нет. Музыка, театр, литература и живопись требуют не только восприятия, но и отдачи. Дети сами включаются в творчество. К ним приезжают лучшие коллективы артистов из театров и филармонии, они ходят в музеи, ездят на экскурсии в Мышкин, Углич, на Рыбинскую ГЭС, чего, возможно, поздней никогда не увидят. После этого надо мнениями обменяться, поделиться впечатлениями, осмыслить свое бытие, историю, современность. Среди родителей есть и матери-одиночки, и торговцы по найму, у которых на детей нет ни времени, ни денег, ни перспектив. Эффективна ли школа? Об этом можно судить по отдаленным итогам. Методисты санаторно-лесной школы анализируют по годовым отчетам общих школ пофамильную успеваемость своих выпускников. Пусть они недолго пробыли в школе, но на их упорстве и самостоятельности это сказалось. Даже медалисты есть среди бывших учеников. Это можно назвать успехом, но обольщаться нельзя. Школа в противовес семье стоит немного. Родители никогда не скроют от ребятишек свои неприятности, раздражение, злобу и нелюбовь. Их настроение передается детям, вот где собака зарыта. Надо либо детей отбирать, либо родителей перевоспитывать. Но это уже дело не школы.