Лесная школа

Санаторно-лесная школа в Заволжском районе Ярославля — единственное в губернии учреждение этого типа в системе образования. Педагогические, медицинские и социальные усилия направляются в ней на благо детей с дефектами психики. Здесь по идее должна цвести земляника, а растут сплошь и рядом волчьи ягоды.

САМОСТИЙНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЭРИИ Школа переехала в новое здание на опушке Яковлевского бора на заре перестройки, в 1988 году. Живи да радуйся: бюджет городской, долги по зарплате погашены, мэрия отпуска оплатила, педагогам дали надбавку, школе в целом — самостоятельность. Только самостоятельность эта боком выходит. Рассказывает директор, заслуженный учитель школы РФ, математик, депутат муниципалитета и председатель постоянной комиссии по социальной политике прошлого созыва Владимир Иванович Шаров: — Раньше была централизованная бухгалтерия в управлении образования мэрии, теперь в каждой школе своя бухгалтерия. Прежде всего это накладные расходы: штаты, кадры, транспорт, охрана, компьютеры. Во-вторых, наш бюджет расходится с обоснованной сметой. Защищенных статей только две — питание и зарплата. Коммунальные платежи по счетчикам можно учесть. Но с питанием проблемы: финансирование отстает от натуральных норм по раскладке чуть ли не вдвое. Мы кормим детей пять раз в день из расчета на душу 45 целковых, а надо семьдесят. Не хватает на медикаменты. Нужны хозяйственные расходы, пожарная сигнализация, косметические ремонты, учебные пособия, без чего лицензию не получишь. Но я не вправе переводить деньги из статьи в статью, несмотря на экономию. Кровля течет, трубы надо менять, но счета не проходят. В ножки кланяюсь руководству. А гарантии где? Словом, бюджет так зажат, что самостийностью даже не пахнет. Есть и другая сторона этой медали. Директор крутится как белка в колесе, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Взять хотя бы питание. В школе кухня своя, значит, долой накладные расходы. Раньше кормили детей в кредит, теперь мелкооптовая база за счет посредников знаменита своими накрутками. Поэтому школа хлеб берет прямо с хлебозавода, молоко — на молококомбинате, овощи — по договорам с сельхозпредприятиями. Все это, конечно, не себестоимость, но значительно ниже оптовиков. Появились прямые поставщики на конкурентной основе — снова выгода. Придумал Шаров и способ самим зарабатывать деньги, но он целиком зависит от энтузиазма коллег. Летом в школе — простой, а если договориться с соцстрахом и смету по нормативам согласовать, можно летом на месяц открыть оздоровительный лагерь. Материальная база есть, значит, быть по сему. Со скрипом, но все же открыли. И теперь лагерь весьма популярен у населения, путевки с руками рвут. Заработанные деньги педагоги и воспитатели берут не себе, а вносят в копилку школы на линолеум, ремонт, эстетику, методические пособия, периодику — в общем, на все, что бюджет не защищает. Труднее решать вопрос с кадрами, они постарели. Многие на пенсию подались, иные ушли совсем, их заменяют молодые учителя. На нищенскую зарплату трудно найти претендентов, тем более с опытом, да и нагрузка у них, ой-е-ей! Надо расширять, например, физическую подготовку детей, но выпускники физвузов педуниверситета идут куда угодно, только не в школу. То же самое и с логопедами. ЗДОРОВЬЕ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО — Контингент учащихся со второго по седьмой класс, — продолжает Владимир Иванович, — с каждым годом становится все труднее. У детей целый букет заболеваний. Не только психоневрозы, но и патология чаще всего пищеварительного тракта и костно-мышечной системы. Мы в свое время взяли курс на комплексное оздоровление учащихся, создали свою лечебную базу, включая гастроэнтеролога, стоматолога, физиотерапевта, врачей других специальностей. Мы выдерживаем курс, но возможности ограничены — медикаменты очень подорожали. Приходится родителям советы давать, чтобы они сами купили лекарства. У нас есть медикаменты, но в основном для неотложки. Действительно, детей наблюдают врачи высокой квалификации. Заместитель директора по лечебной работе — педиатр Наталья Владимировна Ежова является как бы главным врачом своей медсанчасти. Другие врачи — совместители по графику, который соблюдается беспрекословно. В изоляторе средний медперсонал работает круглые сутки. Физиотерапевтическому отделению может позавидовать иная больница. Диагностической аппаратуры из-за ее дороговизны мало, но лечебной — хоть отбавляй. Больным детям бывает трудно учиться до слез, а врачи тут как тут. Родители часто даже не знают проблем своих же детей. Бывает, что учащихся с запущенной патологией школа направляет в больницы и родители должны подчиниться. В стационарных условиях врачи пролечат, уточнят диагноз, дадут рекомендации на будущее. Разумные родители благодарны. Что касается педиатрической службы, с ней у школы давний контакт. Владимир Иванович Шаров комментирует: — Недавно мы провели у себя семинар с главными врачами детских поликлиник города, гастроэнтерологами и неврологами. Они посмотрели на наши возможности и удивились, как дело поставлено. Многие молодые специалисты о нас и не знают, где-то случился информационный разрыв связей управлений здравоохранения и образования. Но после семинара дети потоком пошли из Фрунзенского, Дзержинского районов, о Заволжском и говорить нечего. Только Кировский и Ленинский раскачаться не могут. Велика роль медико-педагогического совета, который в конце каждой четверти решает: быть или не быть ребенку в школе и дальше? 70 — 80 процентов детей остаются до конца учебного года. В приемной комиссии, куда заявления поступают по направлениям невропатологов, реже психиатров, принимают участие для оценки соответствия диагностики уставу школы не только местные эскулапы, но и представитель гороно, логопед и психолог. Отбор кандидатов идет поэтапно. Словом, все сделано для того, чтобы дети попали в школу по назначению, учитывая ограниченность мест. СЕМЬЯ ПРОТИВ ШКОЛЫ Запросы взрослых и детей изменились кардинально. У детей своя оценка жизненной ситуации, о чем педагоги вначале могут только догадываться. А принцип жизненно прост: погулять, поесть, выпить пива и покурить. Попадаются дети с девиантным поведением, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, но родители это скрывают. Лишь бы переложить ответственность за своего дитя на чужие плечи. Пиво в школах стало обычным явлением. Приятели по вечерам его приносят и прячут в сугроб, курево дети стреляют. Родители разводят руками: а что делать? Поскольку Владимир Иванович Шаров не только администратор, он еще педагог, у него своя оценка контингента учащихся: — Подготовки в учебном плане нет никакой. Семиклассники, например, так и остались на уровне школы начальной. Но в бытовом отношении они родителей превзошли: жестокость, вымогательство, насилие, узурпация. Мы попали в тупик, против общества не попрешь. Школа для многих детей равносильна зоне: не хотим делать уроки, соблюдать режим, жить в коллективе, а нас заставляют. Не следят за собой, кровати порой не заправляют, потому что к этому не приучены. Приходят в школу без мыла, зубной щетки, ноги на ночь не заставишь помыть. А родители нам претензии предъявляют, в частности, за кражи. Мы вещи находим, потому что дети из-за своей несобранности их сами теряют. Многие школьники целый день ходят в одной рубашке, накинул на плечи и — хорош. Кстати, из бедных семей ребята чаще всего, одеты прилично, неряхи — от коммерсантов, которым и дети-то не нужны. Бороться с дурными привычками трудно, поскольку у нас один только метод — убеждение. Но на воскресенье дети идут домой, и все начинай сначала. Как ни перестраивайся, но привычка сильней рассудка. Конечно, приобщать детей к творчеству и культуре команде Шарова трудно, если тяги нет. Музыка, театр, литература и живопись требуют не только восприятия, но и отдачи. Дети сами включаются в творчество. К ним приезжают лучшие коллективы артистов из театров и филармонии, они ходят в музеи, ездят на экскурсии в Мышкин, Углич, на Рыбинскую ГЭС, чего, возможно, поздней никогда не увидят. После этого надо мнениями обменяться, поделиться впечатлениями, осмыслить свое бытие, историю, современность. Среди родителей есть и матери-одиночки, и торговцы по найму, у которых на детей нет ни времени, ни денег, ни перспектив. Эффективна ли школа? Об этом можно судить по отдаленным итогам. Методисты санаторно-лесной школы анализируют по годовым отчетам общих школ пофамильную успеваемость своих выпускников. Пусть они недолго пробыли в школе, но на их упорстве и самостоятельности это сказалось. Даже медалисты есть среди бывших учеников. Это можно назвать успехом, но обольщаться нельзя. Школа в противовес семье стоит немного. Родители никогда не скроют от ребятишек свои неприятности, раздражение, злобу и нелюбовь. Их настроение передается детям, вот где собака зарыта. Надо либо детей отбирать, либо родителей перевоспитывать. Но это уже дело не школы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page