Приезд вице-премьера правительства России Валентины Матвиенко в нашу область и одобрение ею ярославской программы «Школьный автобус» еще раз доказали и без того хорошо всем известную истину: сельские проблемы лучше всего видны из Москвы.
МЫ ЕЩЕ долго верили в то, что этот зуд реформаторства, бульдозер перестройки всего и вся будет остановлен и маленькие сельские школы все-таки останутся жить. А красивые школьные автобусы быстро сломаются и не будут собирать по утрам наших детей и возить их в большие, хорошие (сельские-то огульно признаны плохими), а главное дешевые школы. Неужели возможно экономить на детстве? Неужели возможно закрыть три четверти школ страны? Да это же фантастика! Но, к сожалению, фантастика на нашей памяти не единожды оборачивалась реальностью. У меня в классе висят стенды под общим названием «Исчезающие деревни», смотрят с фотографий скорбные лица (лики!) последних жителей этих деревень. Сколько деревень на грани исчезновения? А давайте подсчитаем: Маклаково, Чурсаково, Дор-Патра, Яковлевское, Бабка, Дор-Согожа, Ватагино, Колотово, Горка, Подзеляница, Нефедьево, Суханово, Аганино… Это их когда-то записали в «неперспективные». Не прошло и трех десятков лет, как растворилось население округи. Не переехало в близлежащие «перспективные» деревни, а уехало совсем за пределы района. И вот на наших глазах поднимается еще одна волна «великого переселения». Едва стало ясно, что школа наша попала в разряд неперспективных и жить ей осталось год-два, захлопотали учителя. Всем понятно, что район такую массу безработных не трудоустроит. И вот уже пакует чемоданы Елена Викторовна Кустова, учитель немецкого языка. Молодой, перспективный специалист. Муж — механизатор, с редким для нашего времени качеством — непьющий. В семье сын — первоклассник. Они только-только начали врастать корнями в нашу землю. Обустроили дом, построили хозяйственные постройки, баню. Завели большое хозяйство — корову, телят, овец, кур, большой огород. Собирались жить на этой земле, дарить ей благо, украшая трудом своим. Но бульдозер реструктуризации уже начал свою разрушительную работу. Они уезжают в Вологодскую область, где есть и работа, и жилье, и главное — уверенность в завтрашнем дне. Забеспокоилась и еще одна семья, в которой двое детей дошкольного возраста. Вопрос «Где учить детей?» остро волнует молодые семьи. До ближайшей школы 25 километров. Ежедневное болтание по пятьдесят километров будет ли под силу малышам? Если уедет и эта семья, то колхоз потеряет доярку и механизатора, оголив тем самым и без того свои хилые трудовые ресурсы. Кто анализировал состояние современной деревни, кто просчитывал перспективы ее развития? Наверняка не те, кто запускает на полный ход бульдозер реструктуризации.