Дуниловские кружева

От Большого Села до Дунилова всего четыре километра. По хорошей асфальтированной дороге доберешься до поселка за считанные минуты, ну а если не повезет (атвобусы ходят редко) и придется идти пешком, то в конце пути спасибо скажешь такому невезению: славно прогуляться часок меж полей и лесов.

В недавнем прошлом в поселке базировалось мощное торфопредприятие. От него остались и асфальт, и многоквартирные дома с частичными удобствами, и большая часть нынешних жителей, бывших торфодобытчиков, не пожелавших покидать насиженные места. Но все-таки после распада предприятия некогда оживленный поселок притих, обезлюдел. Ясное представление об убыли населения можно получить, сравнив количество учеников в Дуниловской школе. Когда-то здесь обучались четыреста девчонок и мальчишек, а ныне — всего шестьдесят. Школа господствует над поселком: многоэтажная, еще сталинской постройки. Зданию-крепышу нужен, конечно, хороший ремонт, но сразу этого не заметишь. Стараниями директора Галины Павловны Крыловой строение и внутри, и снаружи имеет более чем приличный вид. Есть и отличительная черта в стандартном оформлении школьных классов, кабинетов и даже коридоров. Это обилие разного рода поделок, стендов, рисунков. В кабинете директора стены украшены букетами из высушенных растений, цветов, причудливых кореньев и сучков. В учительской — рисунком с видами родного края, поселка. А в коридорах, откровенно говоря, глаза просто разбегаются, стены от пола до потолка заняты художественными работами учеников: панно на тему любимых сказок, стенды, в том числе и с придуманными детьми семейными гербами большесельцев, расписные дощечки, фигурки птиц и зверей. В одном углу красуется резная полутораметровая избушка с окнами в узорных наличниках и взаправдашней дверью. Объясняется столь яркое изобилие очень просто — в дуниловской школе вот уже несколько лет делают упор на развитие художественных талантов учеников, возрождение забытых или полузабытых народных промыслов. Уже в начальных классах ребята изучают изобразительное искусство и художественный труд. Ведет эту дисциплину выпускница заочного народного университета искусств Галина Юрьевна Изотова. И, как считает завуч Валентина Алексеевна Туранкина, преподаватель формирует очень прочные основы знаний и навыков. Ее маленькие ученики, сами того не осознавая, исподволь привыкают видеть и ценить прекрасное, стараясь делать что-то и своими руками. На уроках Галины Юрьевны нет места скуке, потому что учительница не использует абстрактные, далекие от реальной жизни примеры. В центре внимания одаренного преподавателя — события и предметы обыденные, все то, что можно увидеть, потрогать, рассмотреть без спешки, чтобы затем изобразить на плоскости или в объеме. И заинтересованные ребятишки старательно рисуют, лепят из глины, пластилина, папье-маше. Фигурки получаются, может, и не совсем точные, зато по-настоящему живые. Их так и хочется взять в руки. А первоначальная неточность вполне исправима. Для этого Галина Юрьевна знакомит детей с произведениями признанных мастеров, демонстрирует ученикам иллюстрации из собранных ею искусствоведческих книг: смотрите, сравнивайте, учитесь. Не все, конечно, но многие из питомцев Изотовой открывают в себе незаурядные способности, если не сказать, таланты. В старших классах начатое Галиной Изотовой продолжают Любовь Николаевна Федорова, Валентин Васильевич Карнаухов. Целый кабинет отведен под лучшие работы их учеников. На полках, в шкафах и застекленных витринах стоят мастерски расписанная посуда, подносы, куклы в национальных нарядах с вышивкой, кружевом, украшениями из лент и бисера, глиняные игрушки, образцы выпиленных и выжженных орнаментов. А какое разнообразие стилей и приемов! Дуниловские школьники могут и ювелирные украшения под ростовскую финифть сделать, и скопировать излюбленные приемы мастеров дымковской игрушки, и нарядить кухонную утварь в ярославскую кистяную роспись. Заготовки для всех этих поделок выходят из рук учителя труда Валентина Васильевича Карнаухова. Остальное — заслуга Любови Николаевны. В чудесном кабинете собраны не только ученические работы. Здесь хранится и «золотой запас» увлеченного преподавателя: огромное количество литературы, работы старых мастериц кружевоплетения, вышивки, самотканые полотенца, скатерти, образцы изделий умельцев из Хохломы, Гжели, Павловского Посада, Ростова Великого. Как же надо любить свое дело, чтобы собрать столь уникальную коллекцию! А недавно решили в школе перенять опыт мастеров мышкинской глиняной игрушки. «У них основной персонаж — мышка, — поясняет Валентина Алексеевна Туранкина. — А мы будем специализироваться на глиняной посуде: горшочках, вазочках, мисочках и так далее. Обожженные заготовки нам согласились поставлять из Мышкина, ну а расписать-то мы и сами сумеем. Да не абы как, а в разной технике». Зачем берут на себя лишние, не предусмотренные школьной программой хлопоты дуниловские преподаватели и ученики? Кто знает, возможно, в будущем, полученные ребятами навыки помогут им устроиться в жизни, заработать на кусок хлеба. Ведь в Большесельском районе взят курс на развитие туризма. Продажа сувениров, которыми хотя привлечь любителей путешествий, может стать не только неплохим заработком для мастеров, но и пополнением бюджета округа с малым числом промышленных предприятий.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page