Областная администрация хочет родить здорового ребенка

В пятницу в администрации Ярославской области состоялось выездное заседание комитета по бюджету Совета Федерации и совещание рабочей группы президиума Госсовета по вопросам жилищной политики и развитию ипотеки.

В Ярославской области над проблемой жилищного кредитования работают давно, с середины 90-х годов. Поэтому не случайно мероприятие прошло именно здесь. Между тем слово «ипотека» вызывает весьма негативные ассоциации у ярославцев, поскольку еще жива печальная память об ипотеке, организованной в 1993 году и увенчавшейся полным ее крахом. В ярославской ипотеке была использована схема пирамиды, которая впоследствии обвалилась, оставив после себя долги и толпы обманутых вкладчиков. Но, как прозвучало на совещании, та пирамида к реальной ипотеке — продаже жилья в кредит под залог приобретаемой недвижимости — не имеет никакого отношения.

По образному выражению заместителя губернатора Артура Сазонова, та ипотека была «выкидышем», а сейчас созрели условия для рождения здорового ребенка. Социально-экономический анализ Госстроя РФ, проведенный в 2001 году в российских регионах, показал, что 15 процентов населения в состоянии уже сегодня приобрести не менее 45 квадратных метров жилья. Для сравнения: весь строительный комплекс России строит 32 миллиона квадратных метров, т. е. в лучшем случае теми же 45 квадратными метрами мы способны обеспечить менее 2 процентов населения. Пять лет назад, в 1997 году, был принят закон об ипотеке, правда, весьма несовершенный, и лишь в 2001 году законодательный пакет был разработан полностью. В условиях экономической стабилизации для финансирования жилищного строительства должны использоваться не средства населения, как это было в Ярославле, а так называемые длинные деньги. В качестве кредитора планируется привлекать и пенсионные фонды, как государственный, так и негосударственные.

Упрощенная схема ипотеки такова: коммерческие банки выдают гражданам кредиты на жилищное строительство, федеральное ипотечное агентство выкупает у этих банков через своих представителей закладные. Граждане становятся должниками не банков, а агентства, расплачиваться с которым они могут в течение, например, 18 — 25 лет. В свою очередь ипотечное агентство средства на выкуп закладных берет в пенсионных фондах. На сегодня спрос на жилье в Ярославле в семь раз превышает его предложение.

По словам Артура Сазонова, Ярославская область будет у себя активно внедрять ипотечную систему. Представителем федерального ипотечного агентства выступит Центр развития муниципальных образований и жилищного кредитования. И уже с октября—ноября нынешнего года можно говорить о реальных предложениях жителям Ярославской области поучаствовать в покупке жилья через ипотечную систему. Областная администрация также будет участвовать в этом процессе, но иным образом, чем десять лет назад.

Предполагается, что из областного бюджета будут выделяться средства на частичную компенсацию процентных ставок по кредитам. Затраты же бюджета должны компенсироваться за счет развития жилищного строительства и увеличения налогооблагаемой базы строительных организаций. Правда, пока, как прозвучало на совещании, еще не проработан механизм выселения тех, кто не будет вовремя платить по кредитам, поскольку для этого нужно временное социальное жилье. Кроме того, необходим единый государственный реестр недвижимости, чтобы проконтролировать, не заложена ли одна и та же квартира несколько раз. Неоднозначное мнение вызвали и процентные ставки по кредиту — 20 — 22 процента.

По словам заместителя председателя Госстроя Владимира Пономарева, по мере экономической стабилизации их размер будет постепенно уменьшаться и к 2015 году можно будет выйти на такой же процент, какой существует на Западе. Между тем 3 — 4 процента россиян готовы участвовать в ипотеке и при самых зверских, по выражению Пономарев, ставках. У других участников это заявление вызвало скепсис, и, по их мнению, реальные ставки не должны быть выше 14 — 16 процентов. На совещании поднимался и еще один вопрос — межбюджетные отношения, о перспективе которых поведал председатель комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин. По его словам, улучшение ситуации в 2003 году для региональных бюджетов не предвидится (они могут получить лишь 2 — 2,5 процента прибавки), львиную часть доходов будет по-прежнему забирать центр. В лучшем случае позитивных сдвигов можно ожидать лишь в 2004 году, но проблему это необходимо вынести на обсуждение Совета Федерации. Как выразился Бушмин, в межбюджетных отношениях нельзя добиться того, чтобы каждый житель имел одинаковую бюджетную обеспеченность. Есть расходы федерального и регионального бюджетов, а доходы должны распределяться пропорционально расходным обязательствам.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page