Будущие выборы: тумана много

БЕЗ ДИКТАТА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИНеожиданным итогом закончилась прошедшая во вторник в областной думе встреча группы региональных законодателей и представителей ряда общественных организаций, интересующихся проведением избирательных кампаний, с председателем облизбиркома Георгием Петровым. Он осветил ряд положений только что вступившей в действие новой редакции федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Оказалось, что новаций там достаточно много, а введение некоторых из них попросту непонятно. Так, к примеру, и сам Петров сильно удивлялся тому, зачем установлены выборы губернаторов в два тура вне зависимости от результатов первого этапа голосования. В самом деле: если кандидат набрал, скажем, 70-80-90 процентов голосов избирателей, зачем нужно при такой совершенно ясной картине проводить второй тур, на который уйдет куча бюджетных денег. Или вызвавшие массу споров пресловутые партсписки, которые теперь федеральная власть навязала и региональным законодательным собраниям. По новому закону на эти самые списки, по которым партийные функционеры без особых хлопот натащат в региональные органы законодательной власти невесть каких «котов в мешке», предписано отдавать не менее половины депутатских мандатов. Такая хитрая формулировка означает, что меньше половины нельзя, а больше, если захотят на местах, можно?! Хоть 70, хоть все сто процентов по партийным спискам. Чушь очевидная. Коснулись в ходе разговора и такой нормы, как проходной процент для партий-победителей на региональных выборах. В государственную думу РФ проходят, к примеру, те партии, за которые проголосовало не менее пяти процентов принявших участие в выборах избирателей. Но оказывается что региональные законодательные органы власти могут сами устанавливать этот барьер, не ориентируясь на Москву. Это важно, поскольку, если установить ориентир в те же 5 процентов, то, понятно, что мандаты по партспискам будут делить три-четыре крупнейшие партии. Если же этот процент раза в два снизить, то к этому лакомому пирогу будут допущены и другие партийные структуры. От самой ярославской думы будет зависеть и размер денежного залога, который установят для кандидатов, не желающих ходить по квартирам и собирать в свою поддержку подписи избирателей. Обобощив все это, Георгий Петров заявил, что, раз новаций очень много, то лучше не вносить кучу изменений в существующие областные законы, а создать новый избирательный кодекс Ярославской области. Депутаты в ответ заметили, что им абсолютно все равно, как этот документ будут называть, но они категорически не хотят, чтобы в решение вопросов, отданных центром на откуп областной законодательной власти, со своими сомнительными инициативами вмешивалась власть исполнительная. А такие поползновения, по их мнению, уже обнаруживаются. Это, как было сказано, прежде всаегокасается числанности областной Думы Следующего созыва. Сами думци еще только читают свой закон, а вне стен думы уже звучит: 50 депутатов много, давайте их сократим, деньги сэкономим. И уже и цифры будующих сокращений называют — на четыре или восемнадцать мандатов. Откуда берутся подобные расчеты? Не с чиновничьего ли потолка? Вот, к примеру, как было в 1993 году после напоминавшего разгон досрочного роспуска первого свободно избранного областного совета народных депутатов. В нем заседало двести человек. Когда после начала пресловутой ельцинской » поэтапной конституционной реформы» их полномочия в одночасье исполнительная власть прекратила, чиновники из ярославского Белого дома «многие кивают на тогдашнего так называемого „серого кардинала“ С. Вахрукова» почему-то вдруг решили: в ярославской Думе первого созыва должно быть всего лишь 23 депутата. Столько и выбрали по их непонятной воле. А спустя некоторое время осознали, что не то сделали, и пришлось увеличивать численный с гостав думы до пятидесяти человек. Сейчас вот по новой хотят сокращать. Участвовавшие во встрече с председателем облизбиркома депутаты узрели в подобных попытках вовсе не желание сэкономить средства ярославских налогоплательщиков на содержание областного органа законодательной власти, а совсем другое: затруднить прохождение в думу независимым от исполнительной власти людям, сделать ее еще более лояльной местному Белому дому. Ведь совершенно ясно, что при уменьшении числа депутатских мандатов увеличивается размер избирательных округов и соответственно финансовые затраты на проведение избирательной кампании. Директорам крупных предприятий, местным «олигархам» это, понятно, как слону дробина. Простым же людям еще один, и очень мощный, заслон в борьбе за депутатский мандат. Поэтому и прозвучало на встрече предложение — создание нового избирательного кодекса никому не передоверять, а сделать это самим, под непосредственным депутатским контролем. Это и будет предложено на намеченной на 16 июля думской сессии.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page