Давай, турист, приваливай

В течение всего лета практически ежедневно из окна здания, в котором располагается и редакция «Золотого кольца», открывалась одна и та же картина. На площадь въезжают несколько вместительных автобусов иностранного производства и из них выходят туристы с фотоаппаратами, с интересом рассматривающие местные достопримечательности.

СОБСТВЕННО, так было и раньше, но потом поток гостей нашего города существенно сузился. Во всяком случае, тогда не казалось, что на довольно просторной Советской площади может не хватить места для стоянки еще нескольких туристических автобусов. Я поинтересовался в комитете по туризму администрации области, каковы масштабы нынешнего туристического бума (если он в самом деле имеет место). Точные цифры о посетивших Ярославскую область в 2002 году можно будет узнать только в начале следующего 2003 года. Но по предварительным оценкам прирост составит не менее 20 — 30 процентов. Более полную информацию, касающуюся непосредственно города, мне удалось получить в отделе по развитию туризма мэрии Ярославля. За первое полугодие 2002 года у нас побывало 2 тысячи 746 человек, останавливавшихся в гостиницах города хотя бы на одну ночь. Это на 42 процента больше, чем год назад. Туристов же, приезжавших без ночевки всего на несколько часов, за тот же период было 22 тысячи 879 человек — на 54 процента больше, чем в первом полугодии 2001 года. И это без учета пика туристического сезона июля — августа, итоги по которым еще не подведены. Всего за те же полгода в ярославских гостиницах останавливались 42 тысячи 300 человек. Часть из них тоже можно считать туристами, только неорганизованными, заказывавшими номера не через турфирмы, а самостоятельно. К тому же, необходимую отчетность пока представили не все туристические агентства, а 33 из чуть более 60, оставшихся на рынке после введения новых правил лицензирования. Каковы доходы ярославской казны от приезжающих в город туристов? Как сообщили в отделе по развитию туризма управления внешнеэкономических и межрегиональных связей, поддержки предпринимательства и туризма мэрии — это составляет от 1 до 5 процентов городского бюджета. Такой разброс оценочных данных объясняется тем, что сюда входят не только налоги с турфирм и гостиниц, но и с предприятий торговли, ресторанов, которые посещают гости города. Вычислить их долю с точностью до рубля не представляется возможным. Подсчитано, что в среднем зарубежный турист оставляет в Ярославле около 50 долларов в день, а наши соотечественники из других регионов где-то 300 рублей. По косвенным оценкам за 2000 год в общей сложности это составило примерно 300 миллионов рублей. Надо полагать, что в нынешнем эта сумма будет намного более значительной. Возможности сделать туризм одной из ведущих отраслей нашей экономики далеко не исчерпаны. Как сообщила главный специалист отдела по развитию туризма мэрии Галина Крохмаль, в настоящее время проходит конкурс по разработке программы развития туризма в Ярославле до 2010 года, в котором участвует 8 консалтинговых фирм. Победитель будет объявлен в сентябре, и разработка самой программы начнется с октября 2002 года. В случае успешно выбранной стратегии развития туристическим автобусам на главной площади города скоро, видимо действительно будет тесновато. Но это не та ситуация, когда жителям Ярославля следует проявлять недовольство.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page