Откуда катишься ты к нам, автобус разрисованный?

Каждый день, приходя на работу и вглядываясь через окна редакции в привычный пейзаж Советской площади, я невольно замечаю перед церковью Ильи Пророка несколько автобусов необычайно яркой раскраски, отличающихся к тому же авангардным футуристическим дизайном.

КАК же все изменилось за последнее десятилетие. На дорогах России появились знакомые ранее разве что по журналу «За рулем» экзотические автобусы европейского производства: немецкие «Мерседесы», МАНы, «Зетры» и «Неопланы», шведские «Вольво» и «Скании», голландские ДАФы, чешские «Шкоды», югославские ТАМы… Список можно продолжать до бесконечности, но всех их объединяет одно — боевая раскраска индейского вождя и удивительный уровень комфорта. Они резко отличаются от привычных глазу красно-белых «Икарусов», которые кроме мягких сидений и расположенных под потолком воздушных рассекателей причудливой формы, напоминающей коровье вымя, больше ничем особенным не отличаются от обычных городских. Оказалось, что такие навороченные монстры вовсе не роскошь, а банальное средство передвижения. Ярославские турфирмы, да и просто частные перевозчики, делающие свой скромный бизнес на чартерных рейсах с «челноками» на борту в Москву и Питер, предпочитают такие машины из-за приемлемой цены, удобства и повышенного комфорта. В большинстве своем приобретают чудо-технику в России, не утруждая себя дорогостоящими поездками по Европе. Но в этом случае придется немного переплатить фирмам, доставляющим дорожные лайнеры в столицу. Как правило, такой автобус обойдется тысячи на три-пять-десять (в зависимости от года выпуска) дороже, естественно, в долларах. Наиболее рачительные перевозчики ищут подходящую технику в Белоруссии, которая давно уже снискала себе славу огромного ангара с новыми и подержанными автомобилями, автобусами, тягачами и прицепами европейского производства. Выбор здесь огромен, разброс цен — тоже. Добротный автобус можно взять и за 30, и за 70, и за 120 тысяч долларов. Новый автобус обходится очень недешево — порядка 300 — 500 тысяч у. е. в хорошей комплектации. Да и целесообразность покупки в этом случае сомнительна: оправдать новый автобус можно только рейсами за бугор, не иначе. Такие супербусы могут себе позволить разве что спортивные клубы российских премьер-лиг. Зато подержанная машина 1988 — 1992 годов выпуска на 40 — 50 пассажиров обойдется всего лишь в 40 — 60 тысяч «зеленых». Не надо думать, что это дышащие на ладан укатайки. Невыработанный моторесурс такого лайнера достаточно велик, и двенадцатилетняя «Зетра» с мерседесовским движком может еще без напряга катать российских пассажиров по нашим разбитым дорогам лет этак пять, а при бережном обращении — еще больше. За это время она полностью окупит себя и принесет своему хозяину немалую прибыль, что проверено практикой. Что касается комфорта, то выбор в этом плане ограничен, причем не скудностью своей, а большим количеством уже установленного в салоне оборудования. Каждый автобус оснащен холодильником, микроволновкой, туалетом с умывальником, видеосистемой, в состав которой входят два телевизора и видеомагнитофон, стереоаудиосистемой, микрофоном, мобильной связью и двойными тонированными стеклами — это европейские требования конца восьмидесятых годов прошлого века. Из технических штучек можно отметить антиблокировочную систему, так называемый «ретардер», при включении которого автобус плавно снижает скорость до полной остановки, гидроусилитель руля и, конечно, автоматическую коробку передач, делающие управление огромной машиной доступным и удобным даже для хрупкой девушки. Впрочем, есть еще один мало освещаемый в прессе канал, по которому поступают импортные автобусы. Это подарки российским областным центрам от европейских городов-побратимов. Ближайший от Ярославля такой перевалочный пункт находится во Владимире. Его побратим — германский город Эрланген, где расположена гордость немецкого автобусостроения — фирма «Неоплан». В годы реформ Эрланген очень активно сотрудничал с Владимиром, примерно как Ярославль с Касселем. Только приоритеты в дружбе складывались несколько другие. «Неоплан» поставил на различных условиях во Владимир около полутысячи своих автобусов, причем как городских, так и туристических. Теперь в старинном русском городе «Неопланов» столько, что и поделиться не грех. Будучи нежадными по натуре, владимирцы охотно продают по демпинговым ценам кое-что из доставшейся на льготных условиях техники в соседние регионы, в том числе и в нашу область, нашлись бы покупатели. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям