Дело жизни — мука

20 сентября этого года собранием акционеров предприятия был избран новый генеральный директор — Михаил Грач.

Он сменил на этом посту отца — Якова Грача, опытного производственника, успешно руководившего заводом 44 года и награжденного почетным знаком «За заслуги перед городом Ярославлем». Яков Грач продолжит работу в другой должности, он избран председателем совета директоров предприятия и представляет в нем интересы работников завода, владеющих 23 процентами акций. В совет директоров входят также представитель компании «Инвест-мука», которой принадлежит 26 процентов акций, и представители федеральных структур — Министерства имущественных отношений, Российской государственной хлебной инспекции и администрации Ярославской области. Передача полномочий могла бы показаться династической, однако зерно и мука — стратегические продукты, потому 51 процент акций предприятия — собственность государства, и назначение Михаила Грача прежде всего решение государственное. Наш разговор сегодня — о традициях и перспективах, о достижениях предприятия и проблемах отрасли. Для большинства из нас мельница — лишь романтический образ из романов Сервантеса или популярной песни, для семьи Грач — вполне конкретное дело, просто работа. — Михаил Яковлевич, вы не новый человек в производстве: более 20 лет занимаетесь разработкой и внедрением технологических процессов на мукомольных заводах, кандидат экономических наук, имеете опыт проектирования и строительства мукомольных и комбикормовых заводов, элеваторов. Выбор профессии не случаен? — Да, с мукомольным производством связана вся моя жизнь и жизнь нашей семьи. Дед, отец, большинство родственников — все мукомолы. Общий трудовой стаж династии — более 280 лет. — Что главное в деле? — Самое главное в мукомольном производстве — это технология и ее постоянное совершенствование. Зависимость прямая: эффективная технология — сильная экономика предприятия. Современная мельница — производство с высоким уровнем механизации и автоматизации технологических процессов. Прежде чем стать мукой, зерно проходит по технологическим коммуникациям завода неблизкий путь — 10 километров. Технология мукомольных производств в России находится на достаточно высоком уровне. Многие предприятия реконструированы и переоснащены в соответствии с мировыми тенденциями развития техники. Мы, мукомолы, идем плечом к плечу, как говорится. В стране сложилась очень жесткая конъюнктура рынка муки. Работать сложно. Традиционно сильна конкуренция и среди мукомольных предприятий нашей области, сконцентрированных в основном в двух городах — Ярославле и Рыбинске. Местный рынок сбыта муки ограничен, и мы усиленно развиваем свою маркетинговую сеть. Кроме Ярославской области мы работаем с северными и северо-восточными регионами: Архангельск, Вологда, Кострома и Иваново. В последнее время развиваем сбыт и в иных направлениях, например, в Воронежской области. Воронежцы остановили свой выбор на нашей муке, хотя и мельницы свои имеют, и сами пшеницу выращивают. А наш регион — северный. Пшеница, используемая в нашем производстве, здесь не производится, приходится нам покупать зерно в далеких краях. — Откуда, кстати, зерно? Чей хлеб едим? — В основном Ставрополье, Краснодарский край, Ростовская область, частично восточные районы страны — Новосибирская, Омская области. Доставка зерна обходится нам недешево: высоки железнодорожные тарифы, да и специальные вагоны-зерновозы очень дорогие. — Всюду говорится о небывалом урожае зерна в России, даже о кризисе перепроизводства, а батоны в магазинах не дешевеют. Почему? — Этот вопрос едва ли может быть отнесен к нам, мукомолам. Урожай богатый, и цена на зерно, естественно, падает. Пропорционально падению цены на зерно снижается цена на муку. В сравнении с октябрем прошлого года килограмм нашей муки стал дешевле на рубль. — ОАО «Ярославский мукомольный завод N 1» имеет сеть фирменных магазинов, мука в которых продается по заводским ценам. Будет ли расширяться сеть розничной торговли? — Сейчас работает шесть фирменных магазинов «Ярославская мука» в различных районах Ярославля: в Южном переулке, на улице Свободы, на Заволжском рынке, на Толбухинском рынке, на рынках в Крестах и Брагине. В 2003 году начнем строительство нового фирменного магазина в Мукомольном переулке рядом с заводом. — А почему ярославская мука пользуется большим спросом, чем мука некоторых других производителей, как отечественных, так и зарубежных? — Потому что мы производим муку высокого качества, и, что немаловажно, ее качество стабильно. Это позволяет потребителям — хлебопекам, например, — также стабилизировать свои технологии и устойчиво получать продукт такого же высокого качества. Впрочем, и любая хозяйка хочет быть уверена, что пироги получатся удачными. Наша мука не подведет. Она отличается товарным видом, особой белизной, и это не просто слова. По своим потребительским свойствам, которые оцениваются посредством лабораторных испытаний, ярославская мука не только по всем параметрам соответствует ГОСТу, но по некоторым показателям превышает требования государственного стандарта и уж точно лучше импортной. — Из финской муки тесто пышное получается… — Импортная мука чаще всего аналогична нашей муке 1 — 2-го сортов. Секрет пышного теста из импортной муки — разрыхлитель. Ярославская мука — натуральная, экологически чистая. Без добавок. А вообще мука — она как живое существо, имеет свои особенности. Например, свежей, только что с мельницы муке надо еще полежать неделю, а то и месяц, созреть. Даже специальный термин у мукомолов существует — «созревание муки», от этого ее пекарские качества только улучшаются. — Качество муки от чего зависит — от качества зерна? Можно ли в процессе переработки зерна, условно говоря, среднего качества получить из него высококачественную муку? — Чудес на свете не бывает: хорошую муку можно получить только из хорошего зерна. На нашем предприятии существует отлаженная технология переработки. И зерно, выбираемое нами, должно соответствовать требованиям этой технологии. Поэтому мы предъявляем высокие требования к производителям зерна. Наша заводская лаборатория оснащена современным оборудованием, и при заключении договоров с поставщиками мы прежде всего проводим анализ сырья и следим за неизменностью качества зерна в процессе поставки. Однако даже из хорошего зерна при несовершенстве технологических процессов можно получить неважного качества муку. Для нас важно непрерывное улучшение технологии переработки, обновление производственных мощностей и постоянное обучение персонала. Квалификацию повышают все: технологи и экономисты, механики и энергетики, работники заводской лаборатории — учеба идет на всех уровнях. Изучение новаций, приобретение опыта в общении с партнерами и коллегами по отрасли, современное информационное обеспечение предприятия — важнейшие составляющие производственного процесса. — Очевидно, что определение качества зерна — весьма существенный для переработчиков момент. Сейчас качество зерна определяется по содержанию в нем клейковины, но в ближайшем будущем предполагается переход на новый, считающийся более совершенным метод определения качества — по содержанию в зерне белка. Предлагается даже изменить ГОСТ. Эти перемены сравниваются с революцией в отрасли. Вы к этим изменениям готовы? — Да, отрасль переходит к новым методам стандартизации продукции отечественных производителей зерна, в основном с целью упрощения экспортных операций. Ведь за рубежом работают по другим показателям, в частности, по белку. Но пшеница, она и есть пшеница. В ней есть белок, а есть и клейковина, точнее, крахмалистые вещества. Эти показатели связаны между собой и характеризуют качество продукта. Речь идет только о различных методах его определения. Переход этот плавный, долгий и, главное, очень дорогой. Наше предприятие принимает активное участие в подготовке перехода на единый стандарт. Так, наряду с некоторыми другими мукомольными заводами страны мы финансируем исследования по этому вопросу, осуществляемые отраслевым НИИ. — Хотелось бы вернуться к началу нашего разговора. Отец, передающий дело всей своей жизни сыну, — отрадное и не так часто встречающееся явление. Судя по всему, проблемы отцов и детей в классически понимаемом, тургеневском смысле в вашей семье не существует. Яков Лазаревич, как человек, умудренный жизненным опытом, скажите, какие личностные качества должны быть присущи руководителю успешного предприятия, и что вы хотели бы пожелать новому генеральному директору завода? — Руководитель предприятия всегда связан с коллективом, и в процессе управления производством очень важно всегда помнить, что рядом люди. Работать надо и для страны, и для человека. Я на заводе с 1945 года. Уходил на войну — даже среднего образования не имел. Когда вернулся в Ярославль, начал работать, получил сначала среднее, затем высшее образование. Всю жизнь и учился, и работал, и развивался как руководитель вместе с теми людьми, которые меня окружали. Я не могу обижаться на судьбу: это были и есть хорошие люди. Безусловно, только хорошие отношения с коллективом — залог успеха руководителя. — Действительно, атмосфера гармонии, добра и порядка становится ощутима, едва войдешь на территорию завода. Особый дух — может быть, это старые стены и церковь Петра Митрополита, к сожалению, весьма пострадавшая в период борьбы с религией. Не планируете реставрацию, Михаил Яковлевич? — Мы ощущаем ответственность за судьбу этого архитектурного памятника и обязательства свои перед обществом — сохранить и содержать здание в исправном состоянии — мы выполняем. Многие десятилетия это помещение использовалось как производственное, и вопрос о реставрации очень сложный. Одно скажу: церковь должна быть восстановлена. А пока думаем о проблемах сегодняшнего дня, решаем насущные задачи: помогаем детским домам, больницам, школам, другим социальным учреждениям. Свою благотворительность не афишируем. Но ежегодно расходуем на эти цели примерно 1 млн. рублей. Завод поддерживает добрые отношения со Свято-Введенским Толгским монастырем, помогаем церкви Параскевы Пятницы, что на Туговой горе, многим другим храмам. Помогаем представителям всех религиозных конфессий. — Возможно, это и есть истинный патриотизм? — Возможно, но об этом мы не задумываемся. Считаем, что должны это делать. Мы здесь работаем и здесь платим налоги, пополняя бюджет родного города. Мы работаем в Ярославле и для ярославцев. По-другому и быть не может. Беседовала Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page