Жена продолжает дело мужа

Каждый из райцентров Ярославской области имеет свою фишку. В Пречистом такой изюминкой стал частный музей деревянной скульптуры Виктора Майданюка. Расположился он прямо на втором этаже жилого дома, выстроенного отделом культуры для талантливого резчика в центре Пречистого. Долгие годы обязанности экскурсовода выполнял сам Виктор Васильевич, но весной этого года жизнь семидесятитрехлетнего художника оборвалась, и продолжателем семейных традиций стала жена Виктора Васильевича, Галина Дмитриевна.

А показать есть что. Это и первая работа Майданюка — крестьянка со снопом, попавшая в 1958 году на выставку в Ярославле, а оттуда перекочевавшая в Москву на Выставку достижений народного хозяйства и получившая диплом ВДНХ. Здесь и завораживающий своей грацией стремительный орел, впившийся острыми когтями в тело затравленного волка, и неповторимые образы страшного соловья-разбойника, дядьки Черномора, былинного Ильи Муромца и сказочного старика с золотой рыбкой. Но особенно удавалась Майданюку портретная скульптура. Образы Пушкина, Шолохова, Коненкова, которого автор считал своим учителем, соседствуют с портретами простого пастуха, женщины-крестьянки и поражают не просто портретным сходством, но и тем, как скульптору удалось передать характер и внутренний мир своих героев. Отполированная до блеска и одновременно уплотненная кусочком твердого красного дерева осина излучает в его работах неповторимый свет, и при внимательном рассматривании деревянные портреты словно оживают. У Майданюка немало работ и в стиле так называемой корнепластики. Для нее в ход шли причудливые корни, наросты и капы на стволах, и каждому из них художник придал свой образ. Непослушное деревянное хитросплетение превратилось в его умелых руках в шедевры бережно хранимого в народе искусства резьбы по дереву. Но самым дорогим для него был портрет его матери. К его созданию он шел долгие годы, а потом выполнил по памяти, потому что о фотографиях в их бедной деревенской семье, где он был седьмым сыном, никогда не помышляли. Добрым словом поминают Виктора Майданюка и первомайские театралы. Тридцать лет отработал он художником Пречистенского народного театра. За это время сменилось 7 режиссеров, и успех спектаклей зависел не только от их творческих замыслов и таланта самодеятельных актеров, но и от умелого творческого оформления сцены, декораций. В некоторых спектаклях было до 12 актов, и к каждому из них художник создавал новые декорации и образы. В былые годы каждый спектакль ставили по 20 — 25 раз, разъезжая с самодеятельной труппой по всему району и за его пределами. В 1999 году художнику народного театра Пречистенского РДК Виктору Майданюку было даже присвоено звание заслуженного работника культуры. А декораций и реквизита за время работы Майданюка накопилось столько, что сейчас режиссер народного театра Владимир Фунтов вполне может обойтись без художника, используя старые запасы. Характерной особенностью скульптора по дереву Виктора Майданюка было то, что он никому не дарил и не продавал свои работы. Он отказал однажды даже районному начальству, которое просило его подарить что-нибудь приехавшей с концертом Людмиле Зыкиной. С каждой скульптурой у него был связан определенный отрезок жизни, и понятие «вложил душу» было для него не абстрактным. Лишь для губернатора области Анатолия Лисицына Виктор Васильевич сделал исключение и выполнил по его заказу подарок для города Мышкина в виде большой деревянной доски, расписанной кириллицей соответствующего содержания. Неожиданно деревянные персонажи лишились своего хозяина, и поговаривают, что Галине Дмитриевне поступало уже немало предложений продать коллекцию мужа. Однако заведующий отделом культуры Первомайского муниципального округа Анатолий Витальевич Бредников уверен, что здравый смысл победит, музей заслуженного работника культуры Виктора Майданюка будет радовать еще не одно поколение первомайцев и их гостей.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page