Тайна за семью печатями

Решение областного арбитражного суда о назначении временного управляющего на ОАО «Тутаевский моторный завод» стало для большинства тутаевцев громом среди ясного неба. Именно для большинства, так как в городе с населением в 43 тысячи человек редкая семья не связана с предприятием, на котором трудится без малого семь тысяч моторостроителей.

А, О ВОЗМОЖНОСТИ признания завода несостоятельным, начале процедуры банкротства говорили давно, однако в реальность этого как-то не верилось. Особенно самим заводчанам. Основания для оптимизма у них были, и достаточно весомые. Так, задолженность по зарплате, которую завод имел на протяжении ряда лет, в последние два года резко пошла на убыль. А к январю 2002 года предприятие рассчиталось со своими работниками полностью. Сейчас выплаты производятся регулярно, два раза в месяц, зарплата постоянно увеличивается. Кроме того, все без исключения моторостроители знают: завод постоянно идет на подъем, регулярно платит текущие платежи, увеличивает объем выпуска продукции. В первую очередь чугунного литья и штамповок. Прогресс налицо, даже если сравнивать с относительно благополучным для предприятия 1994 годом. В процентах это выглядит следующим образом: производство штамповок — 244; литья — 105,2 процента. С двигателями, коробками передач несколько сложнее, их выпуск пока еще не достиг заданного уровня, однако и здесь позитивные перемены отчетливо прослеживаются начиная с 2000 года, который вполне можно считать переломным для ТМЗ. Во всяком случае, после трудного 1999 года число изготовленных двигателей возросло в 4 раза, коробок передач — в 1,3. Причем нужно отметить, что до этого в течение пяти (!) лет шел неуклонный спад производства. То же самое поступательное движение четко прослеживается в вопросе выпуска новых видов продукции. В активе завода — освоение производства модернизированных коробок перемены передач, новых модификаций двигателей для строительно-дорожной техники вместо отработавших ресурс импортных фирм «Комацу», «Котерпиллер», судовых вариантов дизельных двигателей, дизельных моторов к сельскохозяйственной технике, в том числе и уже поставляемой на экспорт. ПОНЯТНО, что для горо- жан сейчас нет важнее темы. Случившееся обсуждают дома, на работе, на улицах, делают самые неутешительные прогнозы — судьба завода скрыта дымкой неопределенности, болезненной неясности. В ней спрятаны ответы на столь животрепещущие вопросы, как целесообразность банкротства градообразующего предприятия, последующие планы в его отношении. Попросту — зачем и что будет дальше? Тутаевским моторостроителям об этом до сих пор не сказали и, по всей видимости, вряд ли скоро скажут. Искусственно созданная тайна за семью печатями нервирует, раздражает, выбивает почву из-под ног. А теперь давайте поставим себя на место тутаевских моторостроителей. Только-только они почувствовали уверенность, укрепились в надеждах на лучшее будущее родного предприятия, и вдруг — банкротство. Обидно? Еще как, тем более что после затяжного кризиса завод на подъеме. Естественно, у людей возникают вопросы по существу дела. Самый главный: зачем, если уже ясно — завод живет, будет жить и развиваться? И верно, почему иск ФСФО не поступил в арбитражный суд раньше, хотя бы в том же 1999 году, когда предприятие находилось в сложнейшем положении и его возрождение было под большим вопросом? Получается, что тонущий завод никого не волновал, но стоило ему только всплыть, как его судьбой вдруг озаботились. И нигде-нибудь, а в столице! Да так всерьез озаботились, что не сочли за труд прислать на заседание арбитражного суда представителей федеральной службы по финансовому оздоровлению. Удивительное внимание к заводу, который… выздоравливает самостоятельно в отличие от многих и многих предприятий, на которых по-прежнему идет процесс дестабилизации. Но не на них обратили внимание, а на практически выкарабкавшийся из кризисной ямы тутаевский моторный. Не менее удивителен и тот факт, что в сферу внимания попал явно не вчера образовавшийся долг ТМЗ перед федеральным бюджетом, что он стал нынешним камнем преткновения. Откровенно смущает и величина этого камня. По каким-то непонятным простым смертным причинам в заявлении о признании ТМЗ банкротом в задолженность завода — 633 млн. рублей — включены штрафы и пени в сумме 317,5 млн. руб. Включены необоснованно, так как в пункте 2 статьи 4 главы «Общие положения» действующего закона «О несостоятельности (банкротстве)» четко сказано: «… неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств». То есть большая часть заявленной задолженности — мираж, миф, призрак, следствие грубейшей ошибки, допущенной при подготовке иска о признании ТМЗ банкротом. Случайно? А может быть, просто для солидности, так как не очень серьезно банкротить за 300 миллионов завод, ежемесячно выпускающий продукции на 100 миллионов рублей? Ответов на эти вопросы нет, но факт остается фактом: величина долгового камушка завышена вдвое. НО И ЭТО еще не все стран- ности в деле ОАО «ТМЗ». Заводу, который расходовал огромные неподъемные для него суммы на содержание социальной сферы, из-за чего и начал накапливать задолженность по налогам, отказано не только в возмещении хотя бы части затраченных средств, но и в понимании. Между тем по идее государство, владеющее 31,8 процента акций, должно бы нести свою долю ответственности по таким вот побочно-вынужденным расходам, а значит, и по долгам. Пропорционально величине находящегося в его собственности пакета акций предприятия. А доля, надо отметить, очень и очень весомая, счет в конечном итоге идет на десятки миллионов рублей. Перечень неясностей, несостыковок, откровенно спорных доводов, чисел можно продолжить, и вся эта масса фактов свидетельствует об одном: хотя без ведома администрации области такие акции не проводятся, заявления властей предержащих об исключительно внимательном, объективном отношении к вопросу банкротства градообразующего ТМЗ декларативны. Завод, по сути, оставлен на произвол судьбы. В случшем случае… Более половины моторостроителей, по данным октябрьского социологического опроса, возлагают ответственность за такой поворот дела на губернатора области и главу Тутаевского округа Валентину Кривошеину, которая, по их мнению, проявила пассивность при обсуждении столь важной для округа проблемы. Другие, а их тоже немало, склонны думать, что банкротство завода начато в угоду чьим-то интересам, если не сказать — по заявке. Кому-то, видно, очень хочется по дешевке купить набирающее обороты предприятие, а потом, в разы взвинтив цену, перепродать. Быть такого не может? Увы, может, вспомните «Рольму», проданную за полтора миллиона рублей, при том что комбинат оценивался в 15 миллионов; «Машприбор», от которого остались только пустующие ныне корпуса, а ценное оборудование вывезено в Польшу. х х х В соответствии с действующим законодательством обанкротить можно фактически любое предприятие, накопившее долгов на сумму, превышающую 500 минимальных окладов. Много ли найдется в области юридических лиц, не имеющих такой задолженности? Так почему из сотен предприятий — потенциальных банкротов громы и молнии пали на голову именно градообразующего ТМЗ?.. Как сообщил заместитель председателя профкома ТМЗ Валерий Попов, со дня на день будет возобновлена деятельность стачечного комитета. Решительный шаг предпринят, естественно, в связи с началом процедуры банкротства. Рабочие не исключают, что трудовой коллектив сможет влиять на ситуацию только организованными действиями. Протестными. Может быть, тогда вспомнят, что завод — это 6,5 тысячи людей, с мнением которых необходимо считаться.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page